Умный ребенок или просто вундеркинд
Умный ребенок, или вундеркинд - это ребенок-чудо, что удивляет людей своими необычайными способностями - так пишет о таких энциклопедия. Как правило, они поражают своей удивительной одаренностью в раннем детстве.
И, действительно, раннее проявление умственных способностей может быть предвестником особого таланта. Если ребенок в три года научился самостоятельно читать, как академик И. Виноградов, или примерно в этом же возрасте освоил правила шахматной игры, как Хосе Рауль Касабланка, можно ожидать, что, повзрослев, она достигнет выдающегося успеха.
Однако в некоторых случаях необычные умственные способности могут оказаться явлением временным, преходящим. Случается так, что ребенок взрослеет и теряет свои удивительные детские возможности. Особенно часто это происходит, когда малыш необычно быстро овладевает речью и разговаривает как взрослый. По мере взросления речевая активность может ослабевать, и сверстники, как правило, догоняют такого «вундеркинда». Ранняя речь (до года) может свидетельствовать также о том, что развитие мозга сильно опережает общее развитие, и это очень опасно, поскольку детский организм может не справиться с этой патологией.
Иногда дети уже в дошкольном возрасте проявляют удивительную изобретательность, но в дальнейшем у них может оказаться односторонность умственных возможностей. То же самое происходит и в случае особых способностей в вычислениях. Этот ранний интерес к счету мысленно может быстро угаснуть, оставшись лишь эпизодом возрастного развития, а может и остаться, как например в Эммануила Ласкера, ставшего доктором математики и чемпионом мира по шахматам.
Необычная умственная активность пятилетнего малыша не дает никаких гарантий, что она сохранится в дальнейшем. Поэтому, дорогие родители, не обольщайтесь ранними успехами - спускаться с пьедестала труднее, чем подниматься. Знаете, что говорил Лев Николаевич Толстой о вундеркиндах: «Сколько я их встречал, и сколько раз ошибался! Пусть заранее вырастут и окрепнут, и докажут, что они не просто фейерверк! ».
Однако любые ранние проявления таланта надо принимать всерьез, вот только форсировать его развитие следует с большой осторожностью, чтобы не навредить психике ребенка, его здоровью. Можно согласиться с утверждениями некоторых психологов, что выражения «вундеркинды», «одаренные дети» и даже «очень талантливые ученики» - весьма условны, поскольку особенности, заранее оказались, могут не получить ожидаемого развития. И все же у многих детей с ранним проявлением одаренности умственные преимущества сохраняются и в дальнейшем приумножаются.
Конечно, дорогие родители, относиться с безразличием к проявлениям таланта тоже нельзя, надо поддерживать и укреплять детской одаренности. И не забывайте, что развитие способностей зависит от обучения и воспитания. Очень важным для развития одаренности является высокая требовательность к себе, связанная с самокритичностью. Требовательность к себе заставляет экспериментировать, мобилизовать внутренние возможности, формировать новые качества и знания. Помогайте своему вундеркинду, но не поспишайете делать прогнозы и помните о недопустимости перегрузок и переутомления, ведь они непосредственно связаны со здоровьем ребенка.
Человеческий опыт показывает, что самый перспективный такое развитие интеллекта, который несет в себе направленность и сочетается со склонностью, что укрепляется с годами, к определенному виду деятельности. Очень важно знать, к чему обнаружены способности и помнить, что у некоторых детей выбор специальности может оказаться неудачным, а в случае несоответствия склонностей и профессии не происходит, как правило, расцвета таланта.
Иногда сами родители за неправильных авторитарные установки могут стать виновниками подавления способностей у своих детей. Очень часто это происходит в тех случаях, когда им не нравится предмет, которым восхищается ребенок. Важно всегда помнить, дорогие родители, что разностороннее развитие при наличии определенных природных данных является основным условием расцвета таланта и гениальности, и даже при отсутствии ярко выраженных природных данных он обеспечивает достижение в избранной деятельности высоких результатов.
Высокоталантливые люди, как правило, отличаются разносторонним развитием и разнообразием деятельности, а творческие биографии многих знаменитостей (Аристотеля, Леонардо да Винчи, Ломоносова, Менделеева) это подтверждают. Случается, что ярко одаренный человек в самый зрелый лет ищет свое призвание - может не определить в школьном возрасте область занятий, в которой способный ученик мог бы проявить себя и достичь творческих вершин. Ранняя специализация не всегда благо - и талант может остаться лишь возможностью.
И все же очень многие выдающиеся люди проявили незаурядные способности уже в детстве: Александр Грибоедов, например, в одиннадцать лет поступил в Московский университет, а в пятнадцать закончил сразу два отделения: словесное и юридическое.
Одаренность многих детей с ранним проявлением таланта испытывается временем.
Относитесь к проявлению одаренности своих детей со вниманием, берегите их и постарайтесь не навредить при обучении и воспитании.
МАМЫ на выбор
Психологи выделяют четыре типа мам:
1. Тревожная мама - ей всегда что-то кажется. Даже если для малыша не существует никакой угрозы, она вся в тревогах, ей кажется, что без нее ребенку никак не обойтись. Она мечется, ее поведение трудно предсказать.
2. Тоскливая мама - этим никогда ничего не нравится: ни его статус в обществе, ни положение в семье, ни отношения с мужем. Ребенок для нее бремя. Она нервная и раздражительная, ей страшно попадать «под руку».
3. Уверенный в себе, властная мама - это та, которая, скорее всего, еще до рождения ребенка наметила план ее воспитания и ни от него не отступит. Она навязывает свои требования, игнорирует мнение ребенка, а детский бунт всегда наказывает. Одним словом, она «всегда права».
4. Спокойная, уравновешенная мама воспринимает своего ребенка таким, какой он есть. Она все знает о своем малыше и вовремя приходит ему на помощь. Она внимательна до мельчайших подробностей жизни ребенка, уравновешенная, выдвигает реальные требования к ребенку.
Дорогие мамы, «примерьте» на себя эти определения и будьте при этом как можно более объективными. И если вы увидели себя не в очень привлекательном свете, подумайте, что можно изменить в ваших отношениях с ребенком. Ведь стиль вашего общения сказывается на здоровье ребенка и формирует его характер.