Этикет с малых лет

У воспитанных детей в жизни ряд преимуществ: то такое в них есть что привлекает и удерживает людей. Они гораздо свободнее чувствуют себя в обществе, в той счете и незнакомом, легче справляются с новыми и даже неудобными ситуациями. Они с большим оптимизмом смотрят на жизнь - у них для этого есть основания. Они вырастают отзывчивыми к нуждам и чувствам других, и поэтому любая роль в семье им удается, будь то роль супругов, жены, отца, сына или дочери. Но чтобы воспитать в своих детях эти ценные качества, нужны постоянные усилия на протяжении многих лет.


Ты меня уважаешь?


Хорошие манеры важны для нас, и мы порой бываем просто шокированы, когда наш малыш публично демонстрирует их отсутствие. Но маленькие дети слишком эгоцентричны и импульсивны, чтобы думать о других. Когда годовалый ребенок хочет игрушку, то она ее хочет, независимо от того, как она относится к ее владельцу.

Однако даже самые маленькие дети могут усвоить какие уроки, которые пригодятся им в будущем. Поэтому с самого рождения будьте вежливы со своим ребенком. Говорите с ней всегда мягко и ласково, будьте чутки к ее невысказанных потребностей и желаний.

Дети, с которыми с самого начала вели себя уважительно, вырастают с чувством уверенности и уважения к себе, которое позволяет им быть доброжелательными и вежливыми к окружающим. Помогайте развитию этого доброго отношения к людям, отмечая и одобряя даже малейшее неегоистичные порывы. Например, малыш протягивает вам любимую игрушку или пытается покормить вас. Не забывайте поблагодарить его и улыбнуться в ответ. А если вы сделали ему что-то приятное и ловите его благодарный взгляд, зафиксируйте этот момент улыбкой, жестом или словом. Скажите ему: «пожалуйста», «на здоровье». Кстати, некоторые мамы учат ребенка, который еще не умеет говорить, благодарить кивком головы. Прекрасная мысль.


Замечательное слово


Трехлетний малыш, растолкав остальных детей, лезет на горку.

- Эй, - кричит ему другой человечек, - так не делают!

Ребенок в возрасте трех лет вряд ли много поймет из воспитательной беседы о хороших манерах, но она в состоянии усвоить конкретный урок в конкретных условиях. Если вы спокойно возьмете ее за руку, отведете в конец очереди и объясните, что надо ждать, как и все другие дети, то, конечно, не с первого раза, но малыш усвоит. В некоторых случаях полезно заранее предупредить ребенка о том, какого поведения вы ждете от него в определенной ситуации.

Типичный пример: вы идете в гости к бабушке. Дети этого возраста сами хотят знать, чего ожидать от того или иного события, так что не забудьте рассказать малышу, куда вы пойдете, кого он там встретит, что будете делать. Объясните, как ему надлежит совершить в том или ином случае. Только не перегружайте вашу беседу многочисленными и сложными инструкциями. Одно - два пожелания, не более, допустим: «У бабушки нельзя бегать и шуметь».

Переходите к новым урокам только когда убедитесь, что предыдущие уже усвоены. Это не значит, что ребенок говорит «спасибо» каждый раз, когда на ваше усмотрение ей предстоит это делать. Подразумевается, что она уже время от времени делает это сама, без напоминаний.


Алло! Я вас слушаю ...


Пятилетняя Даша уже знает и соблюдает элементарные правила вежливости. Поэтому ее мама крайне удивлена, когда Даша идет с улицы, не сказав ни слова друзьям по песочнице.

- Скажи «до свидания», - напоминает мама. Но девочка упорно молчит.

Дошкольники уже хорошо чувствуют, что любой коллектив живет по определенным правилам, которым его члены должны придерживаться. В большинстве случаев они пытаются сами это делать и ждут того же от других. Однако пяти-шестилетки еще плохо контролируют свои эмоции и могут забыть все правила вежливости под влиянием обиды, гнева или усталости. Помогайте вашему ребенку выходить за пределы собственного «я», упражняйте ее растущую способность к сопереживанию: «Что ж, по-твоему, чувствует твоя подруга, когда ты идешь, не попрощавшись? Разве тебе не было бы обидно, если бы она так с тобой поступила? "

По мере того, как социальная жизнь ребенка усложняется, вам необходимо уделить все больше внимания и времени выработке прочных навыков поведения в различных ситуациях. Придумайте, как лучше это сделать, используя игровые ситуации. Скажем, игрушечный телефон может научить ребенка правильно отвечать на звонки, говорить четко и вежливо, называть себя, когда звонят ваши друзья, близкие. Освоив искусство отвечать на звонки, ребенок может начать учиться звонить сама, благодарить за поздравление или подарок, приглашать друзей.


Не забудьте его похвалить

Сережа был так возбужден экскурсией в зоопарк, которая должна была состояться, вылетевший из дверей, оттолкнув воспитательницу и сбив с ног девочку в коридоре. Его мама, которая вместе с двумя другими родителями сопровождала детей на экскурсию, видела все это собственными глазами и была просто потрясена.

«Не знаю, что это с ним сегодня, - сказала она педагогу. - Вообще он у меня воспитанный мальчик, знает, как надо себя вести ».

Даже хорошо воспитанные дети порой допускают ужасные ляпы. Часто это бывает, когда ребенок становится перед выбором: соблюдать уже усвоенных правил или следовать живом примере невоспитанного приятеля. Если кто в группе начинает смеяться с новенького и дразнить его, другие охотно присоединяются, хотя и знают, что это нехорошо. Если один из детей плохо себя ведет во время еды, у него наверняка найдутся последователи. Не удивляйтесь, если ваш ребенок окажется в их счете. Это не значит, что она ничего не запомнил из ваших уроков. Она все прекрасно помнит. Вам не хотелось бы оставаться без внимания ее грубые промахи? Слишком бурно реагировать на них тоже не стоит.


Это стол, за ним едят ...

Особое внимание надо обратить на поведение ребенка за столом. Чем раньше начнете, тем лучше. Так, до полутора лет сажайте малыша во время еды на высокое кресло вместе со всеми, чтобы он чувствовал себя частью семьи и наблюдал, как ведут себя старшие.

С полутора до трех лет уже надо объяснить малышу, что нельзя играть с едой. Дайте ему возможность есть самостоятельно, лучше всего купите специальные детские приборы, красивые, не бьются. Если ребенок выплевывает еду и вообще ведет себя неподобающим образом, обратите его внимание на то, что никто из взрослых так не делает.

С трех до шести лет малыш уже сам может вымыть руки перед едой, может попросить передать ему блюдо, умеет пользоваться салфеткой. Он уже может есть и пить аккуратно, а до шести лет некоторые дети знают, как держать нож и вилку.

С шести лет есть смысл привлечь ребенка к сервировке стола, а потом попросить убрать посуду. Дети уже должны чувствовать себя достаточно уверенно, когда приглашенные к столу в гостях.

В любом случае, что такое «не комильфо» ребенок сможет понять, только если вы ей это объяснили. Не только объяснили, но и показали, как надо вести себя в соответствии с этикетом. Единственное, о чем следует помнить мамам и папам, что урок надо дать не один раз.

 
Друзья сайта
Реклама
Шоп24