"Я сама!"
В мире много чего еще неизвестного. Так это для нас, взрослых, а для малышей - чудесный! Так в первый год жизни младенец изучает себя, учится маневрировать в пространстве. На втором году - окружающий мир и окружающую обстановку. А в три годика малышка уже соотносит себя с миром. Как только не называли кризис третьего года жизни - и «возраст бури и натиска», и «кризис независимости», и «трудное детство». А все потому, что кризис не просто неизбежна, она - необходимое.
Такие преобразования психологи называют возрастными изменениями личности, поскольку они затрагивают все психические процессы, меняют мировоззрение ребенка, его жизненную позицию. Кризис обновляет личность: ребенок меняется вся, целиком, во всех основных чертах характера. Процесс этот очень сложный как для самого ребенка, так и для родителей. Они не всегда поспевают за резкими изменениями в его психике и, сами того не желая, могут невольно спровоцировать то негативное поведение, от которого и страдают сами в первую очередь.
Однако, как показывают исследования последних лет, такое поведение отнюдь не обязательно: около трети детей проживают кризис без симптомов трудновоспитания. Говоря о неизбежности кризиса, ученые имеют в виду направление развития ребенка и его темпов. Это процессы объективные и миновать их не удается никому.
А вот стиль поведения ребенка в фазе кризиса - фактор субъективный: он не только различен у разных детей, но даже в той же ребенка может существенно меняться от начала кризиса до его конца.
А это влияет и на стиль родительского поведения. Поэтому даже специалистам непросто определить, где сочетание кризисных симптомов, отражающих естественный ход личностной перестройки, а где - начало невротических изменений в характере ребенка. Однако некоторые признаки «нормы» и «отклонений» в кризисе все же существуют, и их нужно знать, чтобы избежать типичных семейных ошибок.
Как всегда наклоняешься обуть сапожки - здесь маленькие ручонки отталкивают твои: «Я сама !..». И дальше уже слышишь эту фразу чаще и чаще. Что творится? Мы повзрослели - перешли на новый уровень. Здесь нужно быть осторожным. Как себя вести? Как узнать, что все идет по плану развития?
Наблюдения
Следите за тем, как ребенок выполняет действия, что ее интересует, как она реагирует на новое. Старайтесь увидеть закономерность Избранное. Можно завести дневник или фотоальбом типа «Наш малыш»: и память, и польза. Если заметите в поведении нежелательные черты, то следует изменить в первую очередь себя. Ведь в этом возрасте ребенок копирует то, что видит. Т.е. Вас.
Помощь
Важно в это время поддерживать ребенка в его начинаниях. Направлять ее, чтобы этот, так называемый, кризисный возраст прошел как положено. Не пытайтесь сделать вместо ребенка, только ненавязчиво подсказывайте. Дайте ребенку время для обдумывания. Пусть малыш выучит предметы, сделает несколько попыток. Иногда вы будете поражены креативностью решения задач. Так развивается воображение, с ней - мышление.
Обучение
Позволяйте ребенку помогать Вам. Рассказывайте и комментируйте свои действия. Можете предложить повторить несложные операции. Старайтесь заинтересовать ребенка в предмете изучения.
Игра
Ребенок проявляет инициативу в игре, может играть кого, фантазирует, общается с другими детьми, соблюдает установленные правила. Введите в игру учебные упражнения. Создайте проблемную ситуацию: замените привычную ей вещь. Например, собачкой в игре будет цветной кубик, или клубок, а играя «в магазин» - считайте вместе.
Творчество и письмо
Ребенку интересно будет делать что-то не похоже на виденное, что-то свое. Внимание надолго увлекут песок, глина, пластилин, пазлы, головоломки, конструкторы. В работе с маленькими деталями развиваться и микро моторика рук. Это очень важно для подготовки руки к письму и развития головного мозга, умственных способностей. Рисование также важный показатель тренировки руки. Не следует настаивать на использовании только правой руки. Есть прямая связь правой руки с левым полушарием головного мозга, которая отвечает за чтение и счет, преимущественное оперирования знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т.д.), обеспечивает возможность логических построений, без которых невозможно последовательное аналитическое мышление. Расстройство деятельности левого полушария обычно приводит к нарушению речи (появления афазий), блокирует возможность нормального общения, а за глубокого поражения нервной ткани - до значительных дефектов умственной деятельности. Правое полушарие оперирует образной информации, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринятых и осознанных объектов и отвечает за левую руку.
Оба полушария функционируют во взаимосвязи. Функциональная асимметрия присуща только человеку, формируется в процессе общения и в зависимости от преобладания функционирования правого или левого полушария влияет на индивидуально-психологические характеристики личности.
Физические упражнения
Не следует пренебрегать физическими упражнениями, прогулками свежим воздухом. Ведь уже доказана прямая зависимость умственных способностей от двигательной активности. Танцы - могут заменить банальное и скучное «сгибание-разгибание рук». Также надо следить за нагрузкой. В этом случае следует проконсультироваться с врачом.
Все действия трехлетний ребенок выполнять возвышенно демонстративно. Будьте к этому готовы. Ей будет хотеться быть хорошей, ждать одобрения, поощрения, похвалы. Поэтому не обделяйте свое чадо.
Другая сторона медали - наказание. Наказание заключается в отсутствии поощрения. Игнорируйте капризы и истерики. Действия типа «на, чтобы не плакал» закрепят такое поведение. Объясняйте ребенку свои намерения. Будьте последовательны и соблюдайте слова. Договаривайтесь с ним, планируйте. Позвольте ребенку выразить свои пожелания, эмоции.
Впоследствии Вы заметите, что полностью меняется отношение ребенка к окружающему: к предметному окружению, к другим людям, к самому себе.
У многих детей кризисный возраст заявляет о себе негативизмом, своеволием, строптивостью - ребенок постоянно перечить вам во всем. Вы зовете ее на прогулку, она отказывается, хотя любит гулять, но стоит отменить прогулку - и он сразу начинает канючить: «Гулять хочу, пошли гулять». Вы собираете ее одежду, а она опять отказывается от прогулки. Основная цель таких перипетий - собственно спор, а никак не истина или пожелания.
Как чаще всего реагируют взрослые? Удивительно, но они обижаются на ребенка, воспринимая его поведение как осознанное желание упрекнуть им. Успокойтесь - первичный наивный негативизм отнюдь не свидетельство испорченного характера ребенка и его нелюбви к вам. Наоборот, это отражение прогрессивных тенденций в ее развитии - начинается психическая "эмансипация" от взрослого, попытка отделить себя от других, заявить о собственных намерениях.
Делает это малыш неумело, что естественно. Его возможности заявить о себе весьма ограничены, а сами эти намерения он даже представить себе четко еще не может. Поэтому и выплескивается все в виде абсурдного противоречия очевидному. Ему говорят «да», он же повторяет "нет", ничего другого не желая, как дать понять, что имеет право на собственное мнение и желает, чтобы с ним считались.
Отнеситесь к этой заявке на самостоятельность уважительно и с пониманием. Нужно дать ему возможность время от времени «одерживать победу» в разумных пределах. Ребенок, который редко встречает сопротивление взрослых в ответ на любые свои притязания, к трем годам становится истеричной и очень несчастной. Очевидно, проблема в следующем: сопротивление воле взрослого, силовые способы взаимоотношений с ней - ребенку этого возраста все же нужны, убрать их невозможно да и не нужно.