Новости


Недетские забавы в виртуальном мире

Несколько дней назад, спеша по делам, я стала свидетелем диалога двух мальчишек лет восьми-девяти, выходивших из компьютерного клуба. Один из них держался за голову и ошалело глядел вокруг покрасневшими глазами. Видно, что парню было плохо. Его же товарищ, заталкивая бедолагу обратно в заманчивые темноты клуба, подбадривал:
- Давай еще немного. Мы же не доиграли
- Слушай, я уже не могу. Пошли отсюда. Мне плохо, очень плохо.
- Да что ты? Не выдумывай.
- Нет, больше не буду. Представляешь, сколько мы здесь денег "просадили"?
Парень слабо зашагал домой, время от времени натыкаясь на какие-то, известны только его помраченного сознания, препятствия ...


Некоторые родители обвиняют во всем владельцев компьютерных клубов и медиамагнатов - мол, они ради выгоды идут на все и «закрывают глаза» на молодость поставщиков гривен в их карманах. Другие защищают - лучше восхищаться нереальными героями, чем реальными - водкой, иглой или «планом». Однако, пока государством и законодательством не будет урегулирована проблема доступности такого вида «досуг», пока не будет решен вопрос цензуры на телеканалах, говорить об этом бесполезно. Можно только действовать, самостоятельно пытаясь решить эту проблему в собственной семье. Мы же, родители, часто видим пылинку в чужом глазу, не замечая при этом бревна в собственном. Потому и позволяем сыну или дочери часами сидеть у телевизора, жалуясь в это время в телефонном разговоре с подругой: «Какой дурак тот кото-пес ... И что в том мультике интересного? ». Или, жалуясь на плохие оценки в дневнике «через этот проклятый компьютер», дарим ребенку в честь окончания полугодия очередной компакт-диск.


Проблема увлечение компьютером, как и любая другая, имеет несколько аспектов. Вспомним: сначала появились простые игры, созданные для развлечения и отдыха, но, помимо этого, имели еще и развивающую функцию. Они развивали моторные навыки, внимание, скорость реакции и т.п.. Затем детям предложили более сложные интеллектуальные игры: прохождение сквозь лабиринты и хитроумные стратегии. Несмотря на название, можно сказать, что такие ирги развивают аналитическое мышление и способность к планированию. Существует множество виртуальных проектов, - обучающие программы, энциклопедии, развивающие игры, которые способны разнообразить досуг вашего ребенка и развить полезные умения и навыки.


Однако, есть и негативная сторона увлечения компьютерными играми. Взаимодействие с компьютером или игровой приставкой может приобрести характер компенсаторно-заместительной поведения. Что это значит? Игровая реальность становится для ребенка реальностью жизни, а замена происходит на уровне подсознания. Взаимодействие с компьютером или игровой приставкой может приобрести характер компенсаторно-заместительной поведения. Подобным образом формируется и зависимость от телевидения - ребенку больше нравится переживать интересная жизнь мультипликационных и телевизионных героев, чем свое собственное, которое небогат на всевозможные веселье и приключения, достижения и победы.


Безусловно, особо опасными являются ролевые компьютерные игры, где игрок принимает на себя роль компьютерного персонажа. Виртуальная реальность формирует нереальный мир компьютерной игры, появляется эффект «присутствия». Такие игры нарушают психическое состояние ребенка, они могут менять представление человека о себе и окружающем мире, способствуют росту тревоги и дисгармонии.


Существует мнение, что некоторые компьютерные игры, в частности, военные стратегии и «стрелялки», которые первоначально были созданы для развития специальных навыков у военных, формируют жестокость. С одной стороны, они помогают выходить наружу агрессии и негативным эмоциям, с другой же, напротив, формируют определенные негативные стереотипы поведения. Они даже оказывают более сильное негативное влияние, чем боевики. Потому что если при просмотре боевика ребенок только наблюдает за событиями, происходящими на экране, болеет за персонажей, примеряет на себя их роли, то во время игры это происходит «интерактивно», то есть игрок, перенимая роль персонажа, погружается в его мир и на некоторое время становится этим персонажем. Мысля и действуя от имени персонажа, он переносит этот опыт в реальную жизнь. Кроме этого, одна из особенностей игры в том, что персонажи «бессмертные»: каждый раз после того, как они были уничтожены, - оживают снова и снова, и количество их жизней бесконечно. Этот факт неминуемо отражается на восприятии ценности жизни, уничтожает границу между жизнью и смертью и развивает склонность к опасному поведению.


Японские ученые опубликовали любопытное исследование по определению степени влияния компьютерных игр на сознание детей. Сначала они составили подробный психологический портрет каждого из почти шести сотен подростков и определили компьютерные и видеоигры, которыми восхищались дети. Через год второй раз было составлены психологические портреты этих подростков. Выяснилось, что дети, которые отдавали предпочтение играм, в которых персонифицированный герой («хороший парень») убивает персонифицированных врагов («плохих парней»), стали гораздо агрессивнее! К таким проектам относятся игры, где есть «морально оправдан» главный герой, который с помощью насилия устраняет негодяев. И наоборот, у подростков, которые отдавали предпочтение играм, где нет линии «хорошие против плохих», снижение агрессивности в психологическом портрете. К таким играм относятся «умеренные» игры на военную тему (например, где необходимо выживать на поле боя) или же проекты, в которых истребляются монстры, мало похожие на людей. Японцы склонны объяснять этот эффект следующим образом: агрессивность растет потому, что дети могут подсознательно отождествлять себя с хорошим героем, действия которого оправданы в любом случае. Все свои проблемы «хороший» парень в игре решает с помощью насилия, имея на это «непреложное моральное право». Ребенок переносит эту схему поведения в реальной жизни.


Проблема компьютерной зависимости и негативного влияния компьютерных игр уже стала актуальной почти для каждой семьи. Поэтому, покупая такие игры своим детям, прежде всего попытайтесь понять суть и цель выбранной вами игры. Лучше отдать предпочтение строительно-экономическим стратегиям, футбольным менеджерам, некоторым видам квестов, для детей младшего возраста следует выбрать учебно-игровые программы, помогающие освоить иностранный язык, математику, историю и т.д.. Игры, развивающие логическое и стратегическое мышление, внимание, память, расширяют кругозор, несомненно, способствуют позитивным моментам в развитии ребенка. Чего никак нельзя сказать об их «жестоких собратьев», увлечение которыми все чаще приводит к ужасным последствиям.


Дети серьезно увлекаются компьютерными играми, когда в реальной жизни они не чувствуют себя успешными, им чего-то не хватает. Очевидно, ощущение радости и успеха. Тогда они и начинают искать суррогатную замену, мифический мир, в котором будет уютно. Часто ребенок погружается в виртуальный мир, когда в семье какие-то неурядицы между папой и мамой, плохие отношения с братом или сестрой, существует конфликт поколений подобное. Это так называемые семейные табу, о которых не принято говорить. Проблема не решается, все делают вид, что все нормально, а ребенку сложно переживать это, и он вынужден искать утешение за монитором компьютера.


Но регламентировать «общения» с компьютером так же бесполезно, как и запрещать. Это приводит лишь к тому, что дети пытаются как-то обмануть, вывернуться: играют, когда родители этого не видят, говорят, что время еще не исчерпан. Родители должны искать в жизни ребенка, его интересах то, что могло бы стать альтернативой компьютерной игре. В случае могут стать домашние игры и общие семейные акции - празднование знаковых семейных событий, ведение домашнего альбома, исследования генеалогических корней семьи подобное.
Сегодня родители и педагоги обеспокоены тем, что увлечение детей компьютерами все молодеет. Когда младший школьник попадает в сети виртуальных игр, справиться с этим довольно сложно. 6-8 лет - это не тот возраст, когда родители могут спокойно наблюдать за восторгом ребенка. Знакомство с компьютером в таком раннем возрасте - это путь к нарушениям психического и физического здоровья. Впрочем, на этом этапе ситуацию еще можно исправить путем регламентации, ограничением времени игры. И не забывайте, что в любом случае компьютерная игра не должна становиться призом за хорошие оценки в дневнике.

 
Друзья сайта
Реклама