Новости
Реклама


Формирование темперамента у детей

Хорошо известно, что разные люди по разному реагируют на одни и те же события и явления жизни. Если такая реакция выходит за рамки привычного, то вспоминают о «тяжелый» или «невыносимую» характер человека. Хотя правильнее было бы говорить не о характере, а о типе нервной системы человека и связанные с ним особенности поведения, общую культуру, вредные привычки и т.п.


Еще со времен Гиппократа широко известны эти четыре основные градации особенностей человеческого темперамента. Холерический тип - резкий, безудержный, взрывной, который обусловлен проявлением сильной но неуравновешенной нервной системы. Сангвинистический тип - целенаправленный, мотивированный, рассудительный, что характеризует человека с сильной и уравновешенной нервной системой. Флегматичный тип - спокойный, последовательный, неспешный, скрупулезный, принадлежащего личности со слабой но уравновешенной нервной системой. Меланхолический тип - мечтательный, эмоциональный, впечатлительный, осторожный, который присущ человеку со слабой и неуравновешенной нервной системой.

У взрослого человека все эти особенности психического состояния уравновешиваются и сглаживаются жизненным опытом, воспитанием, условиями работы и общения. А у ребенка психика не защищена и уязвима к разным факторам воздействия, которые навязываются взрослыми. Кому из родителей не знакомы сетования на то, что ребенок не слушает, капризничает, забывает делать то, что они от нее вы-мага. Взрослым даже в голову не приходит, что очень часто ребенок их просто не понимает, потому что они обращаются к ней «незнакомом языке».
На планете «детство», там где малыш живет в своем возрасте, существуют совершенно иные представления о том, что можно делать, а чего не следует, что хорошо, а что нет. Пока не получено жизненного опыта, впечатлениями об окружающем мире руководят эмоции ребенка, а они, в свою очередь, зависят от типа нервной системы. Поэтому очень важно как можно раньше его определить и помочь правильно сформировать. И тогда наши дорогие «инопланетяне» быстрее станут настоящими землянами и будут с наслаждением вспоминать планету «детство», выходцами из которой были все мы.


Справиться с этой проблемой поможет наблюдение за тем, как ребенок реагирует на новую незнакомую книгу. Именно на книгу, а не на игрушки, одежду, украшения, сладости и другие прелести. Ибо книга несет в себе тайну, которая открывается не сразу, а медленно - с каждой новой перевернутой страницей, прочитанной сказкой или рассказом. Образы книги многомерные и их «привкус» надолго остается в активной памяти ребенка.


Поэтому, подарите ребенку новую красочную книжку и проследите за его реакцией на это. Если она сразу же покинула свои текущие дела, схватила книжку и начала быстренько ее листать, громко комментируя свои впечатления, а тогда еще и дорисовала карандашом туда что-нибудь, то можете рассчитывать, что у вашего ребенка холерический темперамент. Запреты и скучные нотации и поучения такими детьми почти не воспринимаются, оставаясь вне их сознанием. Им можно повторять тысячу раз одно и то же без видимой пользы. В таких случаях в народе говорят: «Ему хоть кол на голове теши, а он своей ...». Но это не вина ребенка, а просто особенность мировосприятия ее нервной системой. Страхом или принуждением волю такого ребенка можно сломать, но согнуть или распрямить очень трудно, да и не нужно. Для таких детей в обучении, общении и работе необходимо элемент игры-соревнования, борьба за лидерство и первенство, быстрая смена впечатлений, постоянная новизна «декораций» событий, в которых они участвуют. Этих детей нужно не убеждать, требовать или приказывать, а призывать к действию, воодушевляя своим примером и понятным для них лозунгом типа: «Разве ты не способен сделать это лучше, быстрее, ловчее от мишки, ежика ...».


Совсем другое дело, когда ребенок реагирует на новую книгу заинтересованно но спокойно. Отложит свои дела, между прочим поинтересуется у вас о чем эта книга, начнет листать, «рецензируя» увиденное. Очень скоро такой ребенок определит свое личное отношение к этой книге - сделает ее любимым, или больше не обратит внимания. При этом советы родителей для нее не будут иметь решающего значения. Сильный сангвинистический темперамент такого ребенка сверяет личные симпатии или антипатии только со своим вкусом, хотя и прислушиваясь к мнениям других. Для ребенка-сангвиника важна конечная цель действия, а путь к ее реализации она предпочитает находить сама. Поэтому таким детям нужно объяснять чего вы от них ждете и давать советы, а не навязывать свою волю.

 
Друзья сайта
Реклама

Реклама