О детских страхах у детей до 16 лет

Продолжим наш разговор о возрастной динамике страхов. Как уже говорилось, детские страхи растут вместе с детьми - трансформируются, меняются, их проявления то уменьшаются, то увеличиваются.


5-7 лет


Одной из характерных особенностей этого возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщению, классификации, осознание категорий времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось?", "Кто придумал человек?». Услышать от дошкольника вопрос-версию вроде «А может быть так, что наш город - это игрушечный город некоего гигантского малыша, который нами играет, как хочет?» Не такая уж редкость. Часть страхов у детей этого возраста связана с такими экзистенциальными размышлениями. К ним присоединяется и страх смерти, который в этом возрасте достигает своего векового максимума. Дети видят, что от болезней умирают близкие люди, реагируют на телевизионные сюжеты соответствующего содержания, жалеют о погибших животных. Логично, что возникает вопрос: «Я тоже умру? Мама с папой будут не всегда? ». Как реагировать на такие вопросы? В этом возрасте достаточно будет успокоить ребенка тривиальным способом - сказав, что к тому времени как малыш подрастет, ученые изобретут какие таблетки или витамины, способные продлить жизнь. Но страх смерти - это своеобразная морально-этическая категория, указывающая на определенную зрелость чувств, их глубину, и поэтому выражена в эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, имеющих склонности к абстрактному мышлению.

Другой распространенной формой страха является навязчивый страх заражения, болезни. Обычно этот страх внушается тревожными родителями и, попадая на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности, расцветает пышным цветом невротических страхов.
В 6-летних детей уже хорошо развито понимание того, что кроме хороших людей есть плохие, злые. Плохие - это не только те, которые несправедливо относятся к ребенку, но и те, которые ссорятся и «не умеют дружить» с другими. В этом возрасте уже хорошо сформировано понятие красоты, а конфликты воспринимаются как «некрасивые». Поэтому дети боятся конфликтных ситуаций. Иногда ребенок отказывается идти в детский сад потому, что там ругаются между собой другие дети, пусть даже в этих конфликтах не участвует он сам. Что уж говорить, если конфликты постоянно происходят в семье. Для малыша большим стрессом является наблюдение за тем, как родные мама и папа превращаются в «некрасивых и злых людей».


Часто нам приходится сталкиваться со страхом ребенка опоздать - в детский сад, на танцы, в гости и тому подобное. В основе этого страха лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-то несчастья. Опаздывать - значит не успевать, не делать то, что нужно, не соответствовать ожиданиям, быть наказанным, осужденным, в конце концов, огорчить родителей. В то время как обычных страх опоздать достигает своего максимума в 9-11 лет, навязчивым он нередко становится уже в старшем дошкольном возрасте. Чаще всего дети с этим страхом рожденные матерями после 30 лет. На малыша как бы накладывается страх матери и отца не успеть родить здорового ребенка (известно, что врачи предупреждают о большой судьбе рисков при рождении детей матерями после 35 лет), не успеть дать ребенку все, чего она требует подобное. Чувство «я не успеваю» передается и ребенку.


7-11 лет


В младшем школьном возрасте у детей наблюдается уменьшение количества страхов, что обусловлено новой социальной позицией школьника. Впрочем, это не значит, что можно забыть обо всех страхах и тревогах ребенка.
Ведущий страх этого возраста - страх «быть не тем», о котором хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это опасение не соответствовать ожиданиям окружающих - в школе, дома, среди сверстников. Страх несоответствия присущ почти каждому школьнику. Но «подозрительным» является и отсутствие у ребенка каких-либо переживаний по этому поводу, борьбы мотивов, желания достижений подобное.
Кроме «школьных» страхов для детей этого возраста типичные страхи стихии, природных катаклизмов: землетрясения, наводнения, урагана. Это и неудивительно, ведь в этом возрасте активизируется так называемое магическое мышление - склонность верить в «роковый» стечение обстоятельств, таинственные явления, гадания. Дети могут переходить на другую сторону улицы, увидев черную кошку, остерегаться числа 13, высчитывать счастливые билетики в общественном транспорте. Они просто обожают жуткие истории про черную руку в черной комнате, Пиковую Даму, вампиров и привидений. Часто дети искренне верят в существование этой самой Пиковой Дамы и рассказывают «страшилки» как очевидное и такое, что может произойти в любую минуту. Подобная вера является неким тестом на внушаемость. Внушаемость - очень характерная черта младшего школьного возраста (ее пик приходится на 10 лет). Магический настрой находит свое отражение и в кошмарных снах детей этого возраста. Родителям важно вовремя разобраться, почему ребенок боится засыпать, отказывается есть. Не пугать ее: «Не ешь - умрешь, не будешь спать - заболеешь», а выяснить, с чем связаны эти страхи. Ведь такие угрозы могут только усилить страхи ребенка, которых она набралась из «страшилок», которыми так любят пугать друг друга дети.


11-16 лет


Личность формируется в течение всей жизни человека, но подростковый возраст - очень важный период в становлении мировоззрения подростка, системы отношений, интересов, увлечений и направленности.


В этом возрасте страх «быть не тем» небезосновательное. Он имеет даже физиологическую основу. Изменения в организме ребенка неизбежно приводят к изменениям во внешности, которые часто бывают неприятными для подростка. Ребенок боится этих перемен, иногда это может проявляться и в нетерпимости к физическим недостаткам других людей, презрительного отношения к «некрасивых» людей. После 12 лет у подростков усиливаются страхи преимущественно межличностного происхождения. Уже в 15 лет социальные страхи достигают своего максимума как у девушек, так и у парней. В подростковом возрасте происходит уменьшение природных инстинктивно обусловленных страхов (темноты, собаки, грозы и т.д.) и увеличение социально обусловленных, что свидетельствует об интенсивном формировании личности. Более чувствительны в области межличностных отношений девушки, у них количество социальных страхов больше, чем у ребят.


Подростковые страхи - весьма распространенное явление, но они обычно хорошо скрываются. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя. Подростковые проблемы и опасения могут перерасти как в неуверенность в себе, так и в неуверенности в других. Неуверенность в себе трансформируется в настороженность, а в других - в подозрительность. Потом они вместе превращаются в недоверии, что в дальнейшем превращается в предвзятости в отношениях с людьми, обособление собственного «я» и бегство от реальной действительности.

 
Друзья сайта
Реклама
Шоп24