Новости
Реклама


Нужно ли учить читать в 5-6 лет?

Как известно, большинство детей с радостью идут в школу, уверяя, что они хотят научиться читать, писать, считать. Но проходит совсем немного времени и интерес к обучению в школе быстро угасает. Почему? У этого феномена может быть много причин: несовершенство программ, учебников, недостаточное использование наглядного материала и игр в учебном процессе. Но главная причина, на наш взгляд, в перегрузке первоклассников. У детей, которые пришли учиться в первый класс, одновременно возникает очень много проблем. Необходимо установить контакт с новыми взрослыми - учителями. Возникают проблемы взаимоотношений с детьми в новом коллективе первоклассников. Но наибольшие трудности возникают при обучении считать, читать и писать. При этом «помощь» родителей часто принимает такие формы давления, которые иногда ускоряют формирование негативного отношения к процессу обучения в целом.

Дети не всегда могут справиться с нарастающим валом проблем и нередко это приводит к такому тяжелому последствию, как школьный невроз. Как помочь малышам избежать сложностей адаптации к школе? Как облегчить им этот процесс? Одним из путей решения этой проблемы является уменьшение нагрузки первоклассников. И прежде всего за счет предварительного обучения ребенка чтению и подготовки ее к письму.
А можно научить читати5-6-летних детей?

Психологи, занимающиеся исследованием проблемы особенностей восприятия дошкольников, отвечают на этот вопрос утвердительно. Дети из пяти, а тем более с шести лет, способны овладеть чтением.

По себе скажу, что заботливым родителям по силам научить читать ребенка 3-4 лет, конечно, делать это нужно с помощью игр. Научившись читать в 5-6 лет, малыш имеет возможность, не спеша, совершенствовать свой навык, регулируя этот процесс в соответствии со своими желаниями и возможностями.

Как заинтересовать?

Перед тем как начинать учить ребенка читать, необходимо, чтобы у нее появился к этому хоть какой-то интерес. Без наличия такого интереса обучение или удастся, или станет для малыша настоящей мукой. Психологи говорят: нужно сформировать мотивацию для чтения.
Каким образом это следует делать?

Есть только два способа:

1) как можно больше читать ребенку различные интересные сказки, истории, рассказы, стихи;

2) рассказывать и объяснять малышу, почему так важно и интересно научиться читать.

Перед тем как начинать учить читать, очень важно определить, какие мотивы уже сформировались, а какие еще предстоит сформировать. Для этого желательно поставить малышу несколько вопросов. Например: «Как ты думаешь, зачем ребенку нужно уметь читать?», «О чем можно узнать, если читать какую-то книгу?», «А ты бы хотел (-а) научиться читать?», «А для чего тебе это нужно? »и др.. Следует стремиться к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие пять мотивов:

1. Познавательный мотив - желание научиться читать для того, чтобы узнать много нового интересного об окружающем мире (например, о животных и птиц, динозавров, космонавтов, о растений и т.п.)

2. Перспективный мотив - стремление научиться читать для того, чтобы было легко и интересно учиться в школе.

3. Мотив личностного роста - желание научиться читать, чтобы стать таким (-ой), как взрослые, чтобы мама, папа, бабушка, дедушка удивились и сказали:

«Какой молодец наш Дима, уже умеет читать. Вскоре он сможет прочитать книгу «Приключения Буратино», которую мы ему подарили ».

4. Деятельностный мотив - желание научиться читать, чтобы потом можно было поиграть в те игры, где нужно читать какие слова, придумывать разные увлекательные истории или сказки и т.п.

5. Мотив общения со сверстниками - стремление научиться читать для того, чтобы рассказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.

Когда Вы увидите, что у малыша хорошо сформированы хотя бы некоторые из приведенных выше мотивов, можете смело начинать учить его читать.
С чего начать?

Обучать детей 5-6 лет наиболее эффективно во время игры, с использованием необычных, веселых упражнений. Включаясь в забавные игры со словесным материалом, малыш не замечает, как у него формируется целый ряд очень важных операций, которые лежат в основе чтения. Овладев ими, ребенок незаметно для себя, легко и быстро учится читать. Наряду с этим взрослый, который собирается учить малыша читать, должен четко представить себе, что делать это нужно по строго определенной последовательностью. Итак, на первом этапе ребенка нужно научить делать звуковой анализ слов, которые она произносит. Малыш должен научиться выделять и называть по порядку звуки, из которых состоит слово, а также различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Второй этап обучения - это знакомство с буквами (проведите в виде игры).

Третий этап - выделение слогов в словах и чтения слогов.

И, наконец, четвертый этап направлен на то, чтобы научить детей читать слова разной длины, а также закрепить этот навык. Начинать лучше со слов, состоящих из 2-З-х букв, затем постепенно переходить к словам из 6-8 букв. А когда Вы почувствуете, что малыш легко справляется с длинными словами (не боится их читать), можно переходить к чтению текстов.

С этого момента начинается период совершенствования навыков чтения, который длится, как правило, много лет. Теперь захватывающим должен стать сам процесс чтения. Хотим обратить Ваше внимание лишь на следующее:

Тексты, которые Вы будете предлагать ребенку для самостоятельного чтения, должны иметь достаточно легкий шрифт (размер должен быть несколько больше, чем в учебниках для первого класса).

Начинать самостоятельное чтение следует из коротких, но обязательно интересных, веселых рассказов и сказок. От того, насколько они будут вызывать у ребенка положительные эмоции, во многом зависит эффективность формирования у нее интереса к чтению вообще.

Дозируйте нагрузки ребенку, не заставляйте его читать тексты большего объема, чем она того хочет.

Важно, чтобы ребенок понимал и запоминала то, что читает. Для этого предлагайте ему сразу после чтения рассказать, о чем она читала.

Итак, как же сформировать в детях уверенность в своих силах и способностях?

Личный пример: интересуйтесь, учитесь, развивайтесь сами, а не только развивайте и учите ребенка!

Хвалите малыша: занимаясь с ним практической подготовкой к школе, не пропускайте ни одной удачи и успеха, говорите ребенку о том, как Вы гордитесь ею!

Объясняйте причины неудач: если у ребенка возникли сложности, не уходите от проблемной темы. Объясните важность регулярных занятий, последствия лени и озорства.

Учитесь жить в коллективе: и таким образом прививайте этот навык ребенку. Ваше отношение к работе, к руководству, к коллегам - это его отношение к учебе, учителей, одноклассников в будущем.

Учитесь дружить и держать дистанцию ​​по обстоятельствам: именно этот пример поможет малышу найти друзей и убрать из круга своего общения неподходящих субъектов.

И - самое важное. Как бы Вы не гордились тем, что ребенок уже идет в школу, она - по-прежнему ребенок, а не только «ученик первого класса». Не упрекает ее «ты уже в школу идешь!», Когда так хочется немного позабавиться, не отвечайте на вопросы о возрасте ребенка - «в первый класс пошел». Школа, учеба - это важное, нужное дело, но никак не всю жизнь вашего ребенка, и не должны все ее мысли и стремления крутиться исключительно вокруг школьных дел. Оставьте маленькому человеку пространство для маневра: она на самом деле ваша любимое дитя, а не только школьник и учащийся. Чувствуя, что кроме школьной жизни у нее остается и ее собственное, личная жизнь, Ваш ребенок будет уверенно и спокойно чувствовать себя в новой для себя роли.

 
Друзья сайта
Реклама

Реклама