Кто воспитывает наших детей?
Информационная свобода стала одним из основных неоспоримых достижений независимой Украины. Однако если десять лет назад остро стоял вопрос о количестве информации, то сейчас на первый план выходит ее качество. Телевидение в «прайм тайм» постоянно транслирует фильмы с изображением сомнительных сцен «взрослой» жизни. Такого рода информация травмирует неокрепшую эмоциональную сферу детей и подростков.
Следовательно возникает проблема защиты экологии информационного пространства для будущего детей и молодежи. Ведь их психика, этот чрезвычайно тонкий аппарат, вынуждена выдерживать такие информационные нагрузки.
Подобным образом воспитания представителей общества начинается еще с детства. Наших детей воспитывают уже не родители, а информационная среда, в которой они растут. Грустно, но родители уже не могут влиять на этот процесс, даже если изо всех сил пытаются взять бразды воспитания в свои руки. В наше время ребенок почти с рождения попадает в информационной среды, сформированного таким образом, чтобы научить его не мыслить, а наоборот, лишить задатков этого процесса, заменив его на просмотр телевизора, игрой в различные игры, что только «загрязняет» его сознание, не оставляя места для важных знаний. Устранить влияние информационной среды на ребенка можно лишь полностью изолировав ее от него. Но возможно ли это сегодня? Изолировать ребенка от сверстников, не позволить ходить ей в школу, выкинуть телевизор? Что делать? У кого целится реклама? Ведущие мировые компании уже давно поняли, что нужно самим воспитывать своих будущих потребителей. На сегодня большая часть рекламы направлена именно на детей.
На детский мозг легче всего воздействовать, потому что он развивается стремительными темпами и открыт для новых знаний. Это чистая доска, «статьи» на которой сформируют дальнейшее развитие этой личности. Вопрос в том, кто успеет заполнить ее информацией первыми - родители и воспитатели или современная индустрия масс-медиа? К сожалению, результат не в пользу родителей. Современная индустрия рекламы активно эксплуатирует детей. «Правильные» установки в отношении того или иного бренда стараются сформировать у человека как можно раньше. У маленьких детей практически отсутствует чувство раздражения из-за однотипных рекламных клипов, которые повторяются бесконечно.
Один и тот же телеролик они могут смотреть много раз и с неослабевающим интересом. Именно малыши от 4 до 6 лет, а не платежеспособные взрослые продолжают смотреть телевизор во время трансляции рекламных блоков. Как свидетельствует опрос, проведенный в 2003 году компанией «КОМКОН-Медиа», именно малыши составляют более половины (52,4%) зрительской аудитории, на которую так рассчитывают рекламодатели. Причем, чем старше становится ребенок, тем меньше он смотрит рекламу. Согласно полученным данным, если в 9-летнем возрасте телеролик до конца досматривает 44,8% детей, то до 19 лет - только 15,9%. Также установлено, что дети до 12 лет видят в среднем до 25 000 телереклам в год. Конфета в яркой обертке вкуснее? Как пример влияния рекламы на детское сознание можно привести опыт стэнфордский ученых. В шесть раз привлекательнее для детей оказывается еда, завернутая в упаковку от Макдоналдс, чем те же продукты в обычной обертке. Ученые провели исследование с целью выявить влияние рекламы на сознание детей. Для этого детям раздали по два идентичных продукты, завернутых в бумагу от Макдоналдс и в обычную бумагу.
В результате им удалось установить, что мальчики и девочки считают еду вкуснее, если думают, что она была изготовлена большой компанией с известным брендом. Реклама создает фоны нашей жизни Подобных примеров можно привести, пожалуй, по поводу каждого бренда в пропорции с его популярностью. Мы не выбираем товар, исходя из его характеристик и пользы. Мы выбираем бренд, который нам навязывает реклама. Реклама может вызывать негативное воздействие на здоровье и психику людей, а дальнейшее развитие рекламы может изменить социальные отношения в обществе. Не обращать внимания на рекламу? Но это оказывается еще более угрожающим, чем ее сознательное проработки. Когда мозг сознательно обрабатывает информацию, он может, сделав выводы, отбросить лишнее. Когда информация воспринимается подсознанием, они не обрабатывается, а откладывается в мозгу в том виде, в котором была получена. Подсознание не анализирует данные, но в определенных ситуациях направляет наше поведение согласно той информации, которая в ней хранится. То есть для успеха рекламы она и должна восприниматься как говорится «на фоне» нашей жизни.
Проанализируйте, где вы встречаетесь с рекламой. Вы видите ее, передвигаясь по городу, когда сознательная часть вашего мозга занята вашими бытовыми проблемами. Вы видите ее, когда прерывается телевизионная программа, но во время рекламных роликов отвлекаетесь по делам, но не исключаете звук, чтобы не пропустить продолжение интересного сериала. Вы встречаете ее в печатных изданиях, листая страницы с интересной информацией. Реклама пытается проникнуть всюду, где Вы обращаете на нее внимание лишь вскользь, интересуясь другой информацией. Таким образом реклама проникает в Ваше сознание вне желания, но в том объеме и с той целью, с которой была создана. Агрессивное видение телевидения Но и без рекламы информационное пространство загрязнен вредным для психики информации. Фильмы и передачи на которых ребенок растет, также формируют ее дальнейшее поведение. В последнее время особое внимание обращают на иностранные фильмы, демонстрирующие агрессивное и устрашающее поведение.
Транслирование по телевидению сцен насилия вызывает небольшое, но статистически значимое увеличение агрессивности зрителей. Это приводит негативное влияние на молодежь и подростков, особенно на тех из них, кто испытывает определенные эмоциональные проблемы. На момент окончания начальной школы, ребенок успевает увидеть 8 тысяч убийств и 100 тысяч других актов насилия на телеэкране. Образы насилия, жестокости, ненависти пронизывают всю массовую, ориентированную на молодежь культуру. Также молодежь пытаются убедить в том, что алкоголь является неотъемлемой частью их жизни. Проанализируем рекламные ролики, касающиеся алкоголя. Все они модулируют ситуацию встречи друзей в свободное время. Реклама алкоголя позиционирует свой товар как главный атрибут подобных встреч, без которого компания друзей не сможет хорошо отдохнуть. А теперь посмотрите вокруг и скажите, не отражается в действительности то, что было сформировано рекламой алкоголя?
Собираясь в компании, молодежь обязательно запасается алкогольными напитками. И делают они это автоматически, даже не задумываясь зачем. Неужели они не могут обойтись без алкогольных напитков при своих встречах? Здесь Вы не получите аргументированной и логичного ответа. Чаще всего отвечают, что конечно же, алкоголь здесь не главное, и они просто хотят провести время вместе, а напитки - это привычка, традиция, дополнения и далее в том же духе. А как же новости? Не обходится без загрязнения и в новостях, которые объявляют с экранов телевизоров, печатают в периодических изданиях и выкладывают в Интернете. Общественное мнение не является чем-то постоянным, оно может изменяться под воздействием многих факторов.
Одним из таких факторов являются средства массовой информации, которые еще называют «четвертой властью» в обществе. СМИ нередко затрагивают самые болезненные жизненные проблемы, обращая на них внимание общественности, формируя общественное мнение и линию поведения отдельных групп населения. Уже давно доказано на практике, что люди воспринимают окружающую социальную среду, опираясь на прочитанное, услышанное по радио или увиденное по телевизору, особо не заботясь о том, чтобы углубиться в проблему и самостоятельно проверить факты и правдивость информации, поступающей по каналам СМИ .
Из всего вышесказанного можно увидеть неутешительную тенденцию того, что информационная среда личности целенаправленно загрязняется, чтобы эта личность не видела других способов поведения и развития кроме тех, что ей предлагаются. Подобный процесс начинается с самого рождения ребенка, искореняя в ней даже ее природные способности и склонности, заменяя их шаблоном поведения, направленного только на потребление товара, который ему предлагается. Издавна человеку было нужно хлеба и зрелищ. Современная индустрия достигла такого развития, что за выбором между ассортиментом того и другого проходит целую человеческую жизнь. В то время, как общество деградирует и превращается в роботов, не способных мыслить, с экранов телевизоров, в газетах, по радио и в Интернете произносятся громкие речи об успешном развитии человечества ...