Когда в школу?
В стремлении отдать ребенка в школу раньше родители, безусловно, желают малышу лучшего - что он и разовьется раньше, окончит школу за год до армии, у него будет время, чтобы определиться с институтом. Но родители не осознают, какие проблемы и опасности таит в себе раннее поступление ребенка в школу. Одна из самых серьезных и актуальных проблем на сегодняшний день - это недостаточная функциональная готовность организма ребенка к обучению в школе.
Специальные исследования показали, что количество детей, неготовых к школе по функциональному и психическому развитию, значительно уменьшается только после 6-ти лет. То есть чем старше ребенок, тем меньше вероятность оказаться в числе неготовых. Таким образом, среди детей пяти, пяти с половиной лет выявлено 80% неготовых детей, в шесть лет таких детей уже гораздо меньше - 51%, в шесть с половиной (заметьте, разница всего в полгода) - 32%, а в возрасте семи лет - всего 13% детей не готовы к школьному обучению. В меньших детей большой риск получить наибольшие трудности при адаптации (привыкании к школьной нагрузки, к коллективу), риск не успевать в учебе, увеличить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и переутомления. Что же особенное происходит в организме ребенка в возрасте 6-7 лет? Ребенок быстро растет. В течение года его рост увеличивается на 8-10 см.
Интенсивно идет развитие скелета, суставов, связок, мышц. Каждая из 206 костей значительно меняется по форме, размеру, внутренним строением. В этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто от малыша можно услышать: «болит рука», «рука устала». Нарушения физиологии ребенка влекут достаточно серьезные изменения в психике. Поэтому пристальное внимание родителей и учителей должны привлекать не только дети, которые не успевают в учебе, но и те, кто хорошо учится (именно эти дети выпадают из поля зрения, ведь, собственно говоря, беспокоиться не о чем, ребенок успешно учится - и хорошо ). Дело в том, что отличная успеваемость, при недостаточной готовности организма достигается, как правило, очень дорогой «физиологической ценой", вызывая чрезмерное напряжение различных систем организма, приводит к утомлению и переутомлению, а в результате к расстройствам психического здоровья.
И если ваш малыш, которому еще не исполнилось шести лет, все же пойдет с первого сентября в школу? На что стоит обратить внимание? Следите за весом ребенка. Замечено, что если в конце второй четверти малыш значительно теряет в весе, это признак того, что нагрузка для него чрезмерны. Следите, чтобы соблюдались все режимные моменты, не менее 2-х часов в день ребенок находился на свежем воздухе, 5 раз в день питалась и ложилась спать вовремя. Не оставляйте без внимания проявление чрезмерной раздражительности, плаксивости, вялость, апатичность и другие признаки нездоровья малыша. Сотрудничайте со школьным психологом, он вовремя может дать ценные рекомендации, посоветовать, подстраховать.
Комментарий психолога родителям будущих школьников
С приходом в школу ребенку открывается сначала только внешний, формальная сторона школьной жизни. Поэтому первоклассник старается вести себя как школьник, сидеть ровно, поднимать руку, вставать при ответе. Но любая задача является вплетенным в ситуацию общения с учителем. Ребенок видит в нем главную человека, порой не замечая самого учебного предмета. Ребенок должен видеть в учителе не просто человека, которого уважают, «официального» взрослого, а носителя учебного содержания. Иначе она вместо цели - решения задачи - пытаться угадать, чего хочет учитель, чтобы угодить ему.
Поведение ребенка в школе должен определяться логикой школьного предмета и школьной жизни. Выделение предмета обучения и отделения его от взрослого (учителя) является центральным моментом умение учиться. Без этого умения ребенок не сможет стать учеником в полном смысле. Родителям желательно быть в тесном взаимодействии с учителем. В интересах ребенка и ваших - поддерживать его авторитет. Не следует обсуждать учителя, какие замечены вами недостатки при ребенке. Если какие-то вещи настораживают или не устраивают Вас, подойдите к учителю и самому пообщайтесь, ища путей понимания, а не конфронтации. Ведь вместе с ним придется искать пути эффективной помощи и поддержки Вашего ребенка. Умейте выслушать малыша Ошибаются родители, когда думают, что помогают детям, предлагая готовые ответы, давая переписать или решая задачи.
Вашей целью является понять, что именно мешает ребенку самостоятельно решить задачу. Возможно, обстановка, усталость, перевозбуждение (надо успокоиться, почитать книгу, отдохнуть) или недостаток информации (поискать ее вместе), может, непонимание сути самого задания. А для этого прежде всего следует спокойно выслушать, обсудить, понять ход мыслей ребенка, подвести к самостоятельному нахождению верного решения. Помогать ребенку, поддерживая эмоционально (прижать, обнять, погладить по голове), выражая уверенность, что с трудными задачами она справится. Замечать малейший успех, подчеркивать даже небольшое достижение, похвалить ребенка, порадоваться с ней и за нее. Не сравнивать ребенка с одноклассниками, не упрекать, не запугивать и не критиковать ее, особенно в присутствии других. Расценивать промахи как временные и такие, которые всегда сопровождают человека в овладении чем-то новым в жизни. Нацеливайте и поощряйте Труднее ребенку овладевать письмом.
Если к тетрадям для первоклассника включены задания на штриховка - отнеситесь со всей серьезностью. Это лучший тренинг для руки, которая готовится к письму. Важно не количество букв или строк, а разнообразные упражнения для кисти и пальчиков ребенка. Это может быть и точечный массаж, и собирание камней и каштанов, и бытовая работа, связанная с мелкими движениями, - резать ножницами, выбирать крупу, собирать сыпучие продукты, месить тесто, лепить вареники и т.д.. Не следует злоупотреблять самим процессом писания, заставлять писать на черновике и переписывать по несколько раз.
Главное - не видеть трагедии и не обвинять ребенка за «плохое» письмо. Больше поможет терпеливость родителей, готовность вместе пройти путь начала новой школьной жизни. Договаривайтесь с малышом: «Давай сделаем зарядку для пальчиков, а потом попробуем написать эту букву. Вот увидишь, у нас все получится ...». Заинтересуйтесь процессом познания нового Ваша собственная заинтересованность процессом познания нового станет хорошим ориентиром для ребенка. Например: «У тебя такие яркие рисунки в учебниках, веселые тетради и интересные задачи! Когда я училась, такого не было, можешь мне показать, как надо выполнять это задание? "Вы действительно много открытий сделаете и для себя лично.
И эта общая радость открытия нового так объединит! Тогда и дети не будут пассивными в школе, механически повторяя ответы других учеников, выбирая задачи, простейшие, а выявлять интерес к вопросам учителя и желание найти ответ. Начало школьного обучения не означает, что игрушки и игры - это вчерашний день. Ребенок должен продолжать играть со своими любимцами, строить замки из песка. Именно постепенное вхождение в новые занятия отодвинет на второй план детскую игру. Недопустимо осуждать или смеяться над тем, что первоклассник не расстается с игрушками. Очень важным является понимание родителями того, что в самый неподходящий момент любимая куколка или мишка очень помогают ребенку пережить новые события, осмыслить впечатления, справиться с эмоциями.