Основы йоги. Виды йоги. Уровни йоги

Для занятия йогой не имеет значения ни профессия, ни религия, ни национальная принадлежность, ни возраст. В йоге нет ничего мистического, она не является религиозным обрядом. Ее цель - развивать такие качества организма, которые позволяют лучше понимать действительность и утверждать самосознание, поддерживать нормальное функционирование мозга и психики. Различают 5 основных уровней йоги.


Уровни йоги


1. Хатха-йога - начальная, но очень важная ступень.
Она, по сути, является основой для других видов йоги, помогает человеку достичь телесного здоровья, совершенной работы всех органов и систем. Хатха-йога - технология комплексного совершенствования сознания и тела, другими словами, с помощью этих технологий человек движется по Пути осознания. Среди многих известных человечеству технологий комплексного совершенствования хатха-йога является одной из наиболее эффективных.

Хатха-йога - своего рода боди-билдинг, но не простой. Главной целью является создание совершенной эндокринной системы и развитие центральной и периферической нервной системы. Технология тренировок хатха-йоги на протяжении многих тысячелетий разрабатывалась именно для того, чтобы строить тело, которое могло бы воплотить в себе сложно организованное и совершенное сознание.

В Индии, в древние времена, хатха-йога применялась как одна из высших ступеней в общеенергетической и общефизической подготовки особых воинов - воинов-магов. Их участие в боевых действиях часто было решающим моментом. Эти воины умели не только моделировать психологический и эмоциональный настрой своих солдат и солдат противника, но и обладали особым военным искусством - с помощью воли они могли создавать ситуации, приводившие к случайному стечению абсолютно неожиданных и непредвиденных обстоятельств, которые становились фатальными для противника. Как считают некоторые эксперты, применение хатха-йоги в программе подготовки бойцов спецназа в наше время позволяет в пять раз сократить время, которое требуется на необходимую психологическую подготовку.

2. Раджа-йога. В ее основе - сосредоточение и медитация.Раджа-йога - путь достижения основных целей йоги с помощью специальных упражнений.

Согласно учению раджа-йоги, человек - это капля в бесконечном океане знания и силы, находящейся за пределами человеческого мира. У человека есть много потребностей и желаний, но для удовлетворения своих потребностей он обладает всеми средствами и возможностями. Поэтому исполнение желаний или отзыв на молитву происходят из этой неисчерпаемой сокровищницы, а не даются каким-то сверхъестественным существом. Если человек, не веря в себя, в свой собственный разум, слепо верит в высшую силу неких сверхъестественных существ, то это приводит к зависимости, страха, к духовному застою, суеверия и превращается в ложное убеждение, что человек слаб по своей природе. Наука раджа-йоги дает нам, прежде всего, способ наблюдать за нашим внутренним состоянием.

Инструментом раджа-йоги является собственно разум, разум. Сила внимания, направленная внутрь помогает изучать разум, помогает увидеть факты, которые мы не видели или не понимали раньше. Разум - единственный наш инструмент познания. Все пользуются им для изучения и внутреннего и внешнего мира, но если необходимо детальное исследование внутреннего мира, то необходимо сосредоточиться, подобно ученому, который исследует окружающий мир. С детства многие из нас привыкают обращать все свое внимание на окружающую действительность, не обращая пристального взгляда на саму себя. В то же время, чтобы познать себя, нужно обратить пристальный взгляд внутрь, заставив себя не отвлекаться на окружающие раздражители. Этому и учит раджайога.

3. Карма-йога - путь достижения целей йоги через трудовую деятельность. Карма - от санскритского корня «кри» - действовать. Любое действие - это карма. Значение этого слова на практике включает и последствия действий.

Человечество всегда стремится не к удовольствию, а к познанию, утверждает восточная философия. Счастье и удовольствие имеют определенные рамки, границы, поэтому превращать удовольствие в цель неправильно. Многие беды и проблемы вызваны глупым желанием человека превратить удовольствие в цель, к которой необходимо постоянно стремиться. С течением времени человек обнаруживает, что он движется к знанию, а не к счастью. Он понимает, что и страдания и счастье - великие учителя, равной и через зло и через добро он познает себя и жизнь, приобретая необходимый опыт и знания. Удовольствие и страдание, проходя через душу человека, оставляют в ней различные отпечатки. Все вместе они превращаются в то, что называется характером человека.

«... Мы постоянно создаем карму. Я обращаюсь к вам - это карма. Вы меня слушаете - это карма. Мы дышим - это карма.Мы ходим - это карма. Все, что мы делаем физически или духовно, есть карма, оставляет свои отпечатки в нас.
Есть действия, которые вбирают в себя, суммируют множество действий более мелких. Когда стоишь на морском берегу, о который разбиваются с ревом волны, то знаешь, что каждая волна состоит из маленьких волн, из миллионов крошечных волн. Самая крохотная волна тоже производит шум, но мы его не улавливаем. Мы слышим их, когда они сливаются в одну большую. Подобным же образом каждый удар нашего сердца есть работа. Существуют действия, которые мы осознаем, и они становятся ощутимы для нас, однако состоят они из множества мелких действий. Если вы хотите реально судить о характере человека, то обращайте внимание не на его великие дела - каждый дурак может случайно стать героем. Понаблюдайте за самыми обыкновенными поступками человека, поскольку именно в них проявляется истинное величие. Великие события способны и самого низкого из людей поднять до своего уровня, но по-настоящему великий лишь тот, чье величие проявляется постоянно, кто всегда остается собой ... »(Свами Вивекананда« Карма-йога »).

Таким образом, карма-йога - это наука о том, чтобы, зная, как работать, достигать лучших результатов. При этом необходимо помнить, что смысл работы - в использовании энергии, заключенной в уме, для пробуждения души. Эта энергия способна пробудить мощные силы в душе человека.

4. Жнани-йога - достижения целей йоги через познание (путь ученого)
. Чтобы идти по этому пути, человек должен освободить свой разум и душу от влияния страстей и желаний. Он строго контролирует свой ум, его тело должно быть здоровым, в состоянии выносить все возможные создаваемые извне трудности. Кроме того, на этой стадии он уже должен владеть навыками глубокой концентрации и медитации. Это, как мы видим, более высокая ступень познания истины, на которой человека больше не интересуют земные удачи, слава или почести, удовольствия личной гордости и спеси. Главным становится полное познание истины и самого себя, истины взаимоотношений между душой, высшим разумом и вселенной. Здесь человек должен стремиться к тому, чтобы полностью и целиком сконцентрироваться на соединении своего «Я» с Абсолютом (Брахманом).

Таким образом, практикуя жнани-йогу, человек учится различать реальное и ложное, стремится подняться выше всего условного и относительного. Он учится и достигает осознания того, что, познавая Абсолют, он сам становится им, живя в мире лишь как свидетель или наблюдатель происходят с ним физических и психических изменений. Он не волнуется ни о чем и путешествует по миру, указывая людям путь к свету, высшего знания, к истине.

5.Бхакти-йога - путь достижения целей йоги через любовь к Абсолюту (природе, высшим силам).

Бхакти-йога - это поиск Бога, реальный и настоящий поиск, начало, прохождения и завершения которого - в Любви. Всего лишь одно мгновение безграничной любви к Богу дарует человеку вечную свободу. На этой ступени познания сливаются все предыдущие. Главное преимущество бхакти-йоги в том, что она показывает самую легкую и естественную дорогу к божественной цели. Но у нее есть и огромный недостаток - на более низком уровне она способна вырождаться в ужасный фанатизм. Фанатизм всегда появляется на низшем уровне, так как человек, познавший высшую любовь, уже не способен нести злобу и ненависть ни в любом проявлении, и ни в каком направлении.

Развить свой характер до совершенства в этой жизни дано не каждому, но тот, кто к этому стремится, всегда помнит, что гармония характера - есть гармония триединства: знания, любви и йоги. Йога уравновешивает первые два понятия, таким образом достигается совершенство, поскольку совершенное знание невозможно без настоящей любви, а совершена любовь сама по себе дает знания.

 

FORM_HEADER


FORM_CAPTCHA
FORM_CAPTCHA_REFRESH

Друзья сайта
Реклама