Современный Феминизм: сущность, этапы, направления
На волне протеста против дискриминации женщин, гендерных стереотипов возник феминизм.
Феминизм - научное направление и общественное движение, целью которого является полное равноправие мужчин и женщин во всех сферах жизни.
Первыми сделали попытки обосновать равноправие мужчин и женщин французские философы Вольтер, Дидро, Ш. Монтескье, которые отстаивали право женщин участвовать в общественной жизни, утверждали, что их природа не менее сложная, чем мужская. Сами женщины заявили о себе активным участием в Великой Французской революции, начали женские клубы, журналы. Француженки, не противопоставляя себя мужчинам, обращали внимание на свою бесправие. Но революционная власть, оценив общественную активность женщин, не смогла противостоять патриархальной традиции, влияния католической церкви, чтобы признать женщин самостоятельным субъектом истории, отнести их к категории «свободных» и «равных». И это привело к возникновению нового общественного явления - феминизма как движения в защиту политических и гражданских прав женщин.
Первым документом феминизма считают «Декларацию прав женщины и гражданки», написанную француженкой Олимпией де Гуж в 1791 p., В котором было заявлено, что женщина имеет такие же права на свободу, владение собственностью, как и мужчина. Но на пути этом является «тирания сильного пола». Декларация вызвала в обществе мощное сопротивление, особенно фраза: «Если женщина имеет право взойти на эшафот, то она должна иметь право взойти и на трибуну». Кстати, О. де Гуж по доносу была гильотинирован. Позже, в 1793 p., Конвент принял решение о запрете женских клубов, а через два года запретил женщинам собираться в общественных местах. Гражданский кодекс провозгласил, что женщина не имеет никаких гражданских прав и должна подчиняться своему мужу. Есть идеал «свободы, братства и равенства» был назначен регулировать отношения только между мужчинами.
Конце XVIII в. идеи феминизма заявили о себе в Великобритании прежде стараниям журналистки Мэри Волстонкрафт. В 1827 г. в Сенека-Фоллз (США) состоялся первый съезд американских феминисток-суфражисток, на котором был выражен протест против дискриминации женщин, принята Декларация прав женщин. В середине XIX в. борьба за предоставление женщинам избирательного права стала ведущей идеей феминизма.
В тогдашнем феминизме четко наметилось три направления: суфражизм (англ. suffrage - избирательное право) - движение за предоставление женщинам права избирать; гуманистический, который освобождение женщины видел в развитии его интеллекта, повышении грамотности; марксистский считал, что положение женщины-работницы обусловлено классовыми причинами , поэтому борьба за ее освобождение совпадает с общей задачей освобождения пролетариата. В связи с этим отдельного женского вопроса не существует, он будет решаться вместе с решением проблем пролетариата. Это направление наиболее распространенным был в России. Главный идеолог его - Александра Коллонтай (1872-1952).
Итак, за один век феминизм распространился в этом мире, впервые поставив вопрос о правах женщины, равенство полов, способствовал формированию атмосферы морального осуждения патриархата. Успех суфражизму (во многих странах накануне Второй мировой войны женщины получили избирательное право), а также объективные факторы - война, послевоенное возрождение - привели к тому, что феминизм фактически не проявлял себя почти до 60-х годов XX в. Толчком к его возрождению стала книга француженки Симоны де Бовуар «Второй пол» (1949 p.), Которая является полным историко-философским исследованием положения женщины от сотворения мира. Автор отстаивала тезис, что в женщинах заложены такие же потенции, как и в мужчинах. Главное требование женского движения - признать равноправие женщины, которая не является второй статью.
Именно этот труд показала появление неофеминизму, основными идеями которого являются:
- Борьба не за получение равных прав (фактически во всем мире они одинаковы), а за равные возможности;
- Вызов патриархальной культуре с целью не только изменить положение женщин, а ревизовать все возможности социальной реальности, все сферы бытия;
- Стремление к тому, чтобы в сбалансированной культуре женские социальные роли, духовные потенции получили ценности и значимости для общества.
Неофеминизм констатирует, что современная западная культура является патриархальной, маскулинной, организованной не только по мужскому образцу, но и пронизанной предрассудками в отношении женщин, что проявляется во всех сферах: науке, семье, власти, религии, искусстве, рекламе и т.д..
В 60-е годы XX в. оформилось три направления неофеминизму:
1. Либеральный. Основные требования его - ликвидация дискриминации женщин, законов, ограничивающих их права. Неравенство женщин является следствием предвзятости и невежества, что можно преодолеть развитием образования и специально ориентированными правительственными реформами. Одна из теоретиков этого направления Бетти Фриден в работе «Мистическое женское» акцентировала внимание на женщине прежде всего как на личности, а уже потом как на жене и матери.
2. Радикальный. Исходит из того, что главным злом, которое порождает неравенство женщин, является мужской шовинизм. Поэтому необходимо разрушить все созданное мужчинами, прежде государство. Теоретик этого направления Мэри Дейли призвала к «священной борьбы против мужчин». Среди главных требований: бесплатные ясли, доступность противозачаточных средств, право на аборты, ликвидация дискриминации лесбиянок, равные возможности по образованию женщин, преодоление угрозы насилия. По мнению его представителей, угнетение женщин породил патриархат. Ведь женщин угнетают именно мужчины, которые веками используют свой контроль над экономическими отношениями, идеями, культурой, правовыми нормами, узаконивая институты, защищающие только их интересы. Власть мужчин над женщинами пронизывает как общественную, так и семейную, интимную сферу. Ее поддерживают социализация, образование, средства массовой информации, религия. Мужчины контролируют женщин средствами сексуальности и насилия. Выход из этого положения они видят в сепаратизме, который сможет заставить некоторых мужчин изменить свое поведение и пересмотреть преданность патриархата.
3. Марксистский (социалистический). Женскую подавленность рассматривает как продукт капиталистических и патриархальных общественных отношений, считая возможным их увольнения с завершением капиталистической фазы и преодолением мужского контроля. Его сторонники утверждают, что дискриминация женщин выгодна капитализма. Недооценка женщин на работе, значительно ниже оплата труда, чем у мужчин, превращает их в резервную «армию дешевого труда».
Общим для всех направлений является сосредоточение на проблеме угнетения женщин, а отличным - подход к выяснению причин такого положения и видение путей его преодоления.
В нашей стране феминистские взгляды стали распространяться в XIX в. В них доминировали либеральная и марксистская концепции. Спектр толкований общественных проблем женщин был максимально широким - от ортодоксально-клерикальных к радикально-социалистических. Организационно женское движение оформилось в 1884 г. образованием первого женского общества.
Заметно активизировался женское движение в начале XX в.: Большими тиражами выходили женские газеты и журналы, активно развивались женские организации. Временами шла острая дискуссия между сторонниками либеральных и марксистских взглядов. Тезисы либералов об эмансипации, нравственное перевоспитание общества марксисты квалифицировали как проявление «буржуазного феминизма», предлагая заменить понятие «эмансипация» на «женский вопрос», «женская личность», «женские массы».
Советская власть формально предоставила женщине всю полноту юридических прав, запретив одновременно деятельность независимых женских организаций. Зато при органах власти был создан жинвиддилы, задача которых состояла в том, чтобы выковать из женских трудовых ресурсов армию работниц и крестьянок, а это имело своим следствием исчезновения личности, нивелирование социокультурных различий между мужчиной и женщиной.
Кроме того, несмотря на большое количество женских организаций, развитой феминистской традиции в культуре не существовало. В обществе доминировали интересы нации. Проблема женских прав была вторичной по сравнению с вопросом о независимом современном государстве. Символизм женского движения во многом был детерминированным традиции национализма, который трактовал образ женщины с применением страдательных мотивов. Впоследствии женский образ трансформировался в материнский и национальный: женщина - мать - Родина - нация.
Современное женское движение ощутимо консервативным, организационно разрозненным. Этой проблемы не исчерпывает деятельность влиятельных общественных организаций («Гендерное бюро ПРООН», Центры «Женщина для женщины», «Женский консорциум ННГ-США» и др.)., Бизнес-центров для женщин, организаций по оказанию помощи женщинам, находящимся в сложном моральном и материальном положении, центров переквалификации женщин, развитие феминистских журналов («Бюллетень Гендерного бюро», «Диалог разнообразия», «Глазами женщины», «Новый образ»). Если первая волна женского движения в России (1989 - середина 90-х годов XX в.) Была связана с новой политикой, то вторая волна (с середины 90-х годов) все больше начинает сочетать цели женского движения с феминистскими задачами развития женского самоопределения, индивидуальности, женской реализации в современном мире. Она больше ориентирована на идеалы независимого движения, развивающийся в форме неправительственных, негосударственных женских общественных объединений. Время неосведомленность в феминистской проблематике, отсутствие развитых традиций демократических социальных движений в нашей стране затрудняют развитие современного женского движения. К тому же, наши женщины не совсем готовы к восприятию идей феминизма. В обществе много патриархальных стереотипов как среди мужчин, так и среди женщин.
Положение женщины в нашей стране отражает процессы во всех постсоциалистических странах. Интегрируясь в мировое сообщество, Россия ратифицировала международные акты, направленные на ликвидацию всех форм дискриминации женщин (Конвенцию ООН «О ликвидации всех форм дискриминации женщин»). Но реально на положение женщин это не повлияло. Например, в современном украинском парламенте они составляют менее 10%, бизнес и предпринимательство остаются мужскими сферами; традиционно низкие шансы женщин на рынке труда, они часто страдают от насилия и сексуального преследования и т.д.. Эти проблемы были системно проанализированы и подчеркнуло необходимость ликвидации неравенства между мужчинами и женщинами в сфере власти, выступила за принятие соответствующих государственных решений. Современная гендерная политика развивается по следующим направлениям:
- Равноправие в занятости и обучении;
- Сервисный контроль за детьми;
- Контроль за рождаемостью, методами контрацепции и искусственного прерывания беременности;
- Юридическая и финансовая независимость женщин;
- Противодействие сексуальному угнетению и мужском насилию.
Ключевые его положения отражают основные требования международного женского движения и постепенно приобретают признаки государственного нормативного регулирования в развитых странах. Женский фактор является значительным в современной картине мира, требует переосмысления основ цивилизации. На передний план выступают принципиально новые проблемы определения места женщины в современном мире, без решения которых невозможен дальнейший прогресс человечества.