Новости


Что такое этикет

Деятельность каждого индивида в социуме во многом зависит от внутренних и внешних качеств его личности и факторов окружающей среды. Одним из важнейших показателей статуса и позиции человека в обществе является владение правилами этикета. Этикет - своеобразный комплекс хороших и правил поведения людей дома, на работе, в общественном транспорте, установившихся в данном обществе. Само слово «этикет» происходит от французского «etiquette». Понятие этикета напрямую связано с этикой. Под этикой понимают науку о морали человека, личностные и моральные принципы, которыми она руководствуется в жизни. Таким образом, этикет представляет собой конкретно-прикладной аспект этики, который выражается в определенных правилах поведения человека в любых условиях и ситуациях. Многие считают, что правила этикета - бесполезная формальность, своеобразный анахронизм, который доживает свои последние дни в современном обществе. Но это совсем не так. На самом деле, воспитанному человеку, который знает и соблюдает правила этикета, гораздо проще функционировать в любом обществе. В поведении и общении с другими людьми оказывается внутренний мир человека. Богатом и красивом внутреннем мира, как правило, соответствует высокий уровень культуры и поведения. Но не всегда красивая внешность, поведение и умение общаться с другими людьми свидетельствуют о наличии этой красоты внутри самого человека. Именно поэтому этикет должен показывать наличие внутренней этики и красоты, а не служить своеобразной ширмой, за которой можно спрятать внутреннюю убогость. Этикет без этики - лицемерие. Этикет как настоящее проявление внутренней этичности высокого уровня является той надежной основой, на которой строятся прочные основы истинных человеческих отношений.


ИЗ ИСТОРИИ ЭТИКЕТА


С древнейших времен люди придерживались четко определенных правил и норм поведения для того, чтобы облегчить свою жизнь. Само по себе совместную жизнь в любом обществе предполагает наличие четких правил. Поэтому можно с уверенностью утверждать что этикет появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества, как необходимое условие его существования. Сначала эти правила регламентировали одновременно юридические, экономические, религиозные и другие отношения. Ими руководствовались все члены общины. Таким образом, этикет в этот период не выступал самостоятельно, отдельно от других правил, которые регулировали общественную жизнь первобытного коллектива, а был частью таких общих правил. Понятно, что эти правила были так сказать «неписаными», они рождались в результате необходимостей всего коллектива и регулировались им. Чуть позже, когда общество перешло на новый этап своего развития, нормы этикета выделились в самостоятельные правила и стали фиксироваться в письменном виде. Первым свидетельством появления этикета именно в таком виде был договор о мире, отчеканен на серебряной пластине, который был улажен египетским фараоном Рамсесом Вторым и хеттским царем Хаттушилем Третьим в 1278 году до н.э. Несмотря на то, что египтяне потерпели поражение, Хаттушилем Третьим было выгодно иметь в союзниках Египет. Таким образом, дипломатический (политический) этикет появился раньше, чем другие разновидности этикета.

Существуют два исторических направления этикета: европейский и восточный. Первое направление ориентировано, прежде всего, на внешний аспект жизнедеятельности человека. Европейский этикет регламентировал лишь то, что по определенным причинам запрещалось, считалось неприемлемым для воспитанного человека. Восточный этикет отличается от европейского тем, что направлен на ритуализацию деятельности личности. По правилам этикета этого направления не разрешалось нарушать установленные нормы, каждый поступок рассматривался через призму этих норм.


ЗАЧЕМ НАМ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ?


В недавней нашей истории случались времена полнейшего пренебрежения любыми правилами этикета как будто буржуазным или феодально-аристократическим пережитком, что скрывает неискренность, отсутствие реального уважения к человеку. Однако следствием такого презрительного отбрасывания этикета неизменно оказывалось распространение грубости, а то и откровенного хамства. И это никак нельзя считать случайностью. Во-первых, далеко не все даже формальные основы этикета носят сугубо условный характер, иногда за ними стоит достаточно глубокий смысл, что касается истории морали или и ее нынешнего состояния. Так, известно, что рукопожатия появляется как знак безоружности, взаимного доверия; чокаться бокалами люди начали чтобы засвидетельствовать отсутствие в вине яда. Глубокое понимание сути человека, остается и сегодня, обуславливает разницу обращение на «Вы» и на «Ты». Ведь, обращаясь на «Вы», мы, по сути, подчеркиваем этим свое уважение к имеющейся у человека свободы выбора. В то же время когда мы говорим малознакомому человеку «Ты», мы тем самым вербально «приковываем» ее субъективное «Я» к какому-то определенному фактическому его проявлению - будто хватаем его за шиворот, превращаем в своеобразный объект, вещь.

Часто случается так, что, при отсутствии соответствующих манер, человек может обидеть другого. Общество всегда требовало соответствовать определенным четким нормам поведения, которых нужно было соблюдать в той или иной сфере человеческой деятельности. Поэтому на данный момент существуют различные формы этикета. Например, добрачный этикет, этикет семейного быта, этикет знакомства, этикет прощания, этикет общения в сети интернет, деловой этикет, политический этикет и т.д. Кроме того, среди множества разновидностей этикета выделяют две основные важнейшие его формы - этикет общения и этикет поведения человека.

Необходимости соблюдения норм поведения присутствовала во все времена, но сами нормы были разными. Правила этикета отличались в зависимости от того, в какой стране они бытовали. Например, формы взаимодействия китайцев и украинских существенно различаются. А если вспомнить о необычных эталоны красоты и поведения представителей африканских племен, то можно подтвердить высказывание «сколько людей - столько и вкусов» (имеется в виду разнообразие норм внешнего и внутреннего этикета в зависимости от различий каждого отдельного человека, нации).

В современном обществе правила поведения и общения играют важную роль в формировании и поддержании отношений между индивидами. Ведь каждый из нас с легкостью может представить ситуацию, когда парень знакомится с девушкой, не соблюдая при этом нормы этикета. Поэтому их знакомство вряд ли будет успешным. Всегда нужно помнить, что действовать без соблюдения определенных правил невозможно, потому что не будь в нашей жизни запретов - существовал бы хаос. Кроме того, чтобы доброжелательно относиться к окружающим людям, недостаточно лишь соблюдать нормы этикета, «слепо» их копировать. Если человек ведет себя в соответствии с тем или иным правилам, это еще не говорит о ее внутреннюю воспитанность. Для того, чтобы комфортно чувствовать себя в социуме, нужно сочетать в себе как хорошие манеры поведения, так и личностные качества.

Стиль поведения - это, прежде всего, особенности поведения того или иного человека. Именно стиль поведения часто формирует первое впечатление о человеке, когда ее встречают впервые. Манера поведения не является врожденной способностью человека. Лицо вырабатывает свой стиль в зависимости от его индивидуальных особенностей и соответствующих требований определенной социальной среды. Именно обладание хорошими манерами общения и поведения с другими является важным условием усвоения правил хорошего тона. Умение человека вести себя в определенной степени зависит от рода ее деятельности, ситуации, обстоятельств, в которых она находится. Любая манера поведения должна соответствовать вышеуказанным критериям. Например, если девушка, одеваясь в ночной клуб, выберет экстравагантный яркие одежды, это не будет выглядеть необычно. Но если эта девушка появится в таком виде в офисе на рабочем месте - ее будут воспринимать достаточно неоднозначно. Поэтому следует помнить, что ваш вид всегда будет утверждать русскую поговорку: «встречают по одежке, проводят по уму».

Внешнее проявление культуры этикета является фундаментом вашего внутреннего роста. Ведь известно, что почти все несловесные средства общения зафиксированы подсознанием. Такое явление можно назвать привычкой. Например, если вы чувствуете бурный всплеск эмоций, вам вряд ли удастся иметь угнетенный вид. Правда, жестикуляция, мимика и другие средства несловесные контактирования могут контролироваться, но для этого необходимо длительное время тренировок, направленных на самоконтроль своих чувств и эмоций, а также поведения в определенных ситуациях. Стоит упомянуть, что на сегодняшний день во многих предприятиях и компаниях проводят специальные тренинги, в которых привлекаются все работники организации. Такой метод является весомой ступенью в осознании обществом  культурного общения и поведения. Но метод тренинга такова, что чаще преследует цели, поставленные работодателем (в этом случае, повышение эффективности труда). Поэтому, чтобы овладеть собственными эмоциями и движениями, которые их сопровождают, не обязательно обращаться к специалистам. Чтобы достичь определенных результатов в самовоспитании, скорректировать соответствующим образом свое поведение в желаемом направлении, нужно, прежде всего, понять самого себя и свои желания. Поэтому мы предлагаем несколько советов по тому, как же все-таки необходимо вести в обществе:

- Весомым критерием вашего успеха является непринужденность, естественность. Если вы будете механически копировать правила поведения, но в действительности внутренне не соответствовать им, поверьте, эффект будет гораздо хуже, чем если бы вы вели себя неуклюже, но искренне. Хотя такой способ не всегда может иметь место в той или иной ситуации, однако вас будут воспринимать таким, какой вы есть;

- Следует помнить, что существуют определенные правила этикета, которые положительно воспринимаются в любой социальной среде и при любых обстоятельствах. Это так называемые «классические приемы». Таковы, например, элементарные правила вежливости, стройная осанка, сдержанность в жестикулирования и т.п. ;

- Каждая личность имеет свои отличия, поэтому в общении на это необходимо обращать особое внимание, ведь от того, как вы умеете приспосабливаться к стилю поведения других, зависит взаимопонимание между вами. Например, если собеседники имеют разные типы темперамента (холерик и флегматик), их общение может быть совершенно неэффективным: холерика раздражать медлительность флегматика или же наоборот - флегматик будет игнорировать «общения» холерика.

Итак, если принимать во внимание все упомянутые советы, вы можете стать всегда желанным гостем, спутником, знакомым, другом, собеседником при любых обстоятельствах.


ОБЩЕНИЕ В ИНТЕРНЕТ

Одной из форм современного общения является общение в сети Internet через различные программы-пейджеры (наиболее распространены ICQ, QIP, Mi-randa). Многие считают, что именно в интернете можно общаться о, что угодно, даже передавать по-уведомление, не соответствующих нормам культурного общения, а нередко и цензуры. В принципе, это действительно так, но вряд ли тот, кто будет действовать именно таким образом, сможет найти единомышленников. Поэтому даже такое общение требует соблюдения четких правил:

1. Общение в программе-пейджере начинайте с вводных вопросов, например: «Ты не занят?", "Ты не против поговорить?».

2. Будьте лаконичны, не стоит писать целое эссе, если можно передать суть дела несколькими словами.

3. Не стоит писать в сообщении, что вы, исходя из соображений конфиденциальности, никогда не решились бы отправить по электронной почте или в обычном письме. Все, что вы напишете, может быть скопирован и разослано другим пользователям.

4. Общайтесь легко. Интернет-пейджер не заменит общения на серьезные темы при личной встрече. Не стоит завязывать в онлайне длительное выяснение отношений с друзьями, критиковать коллег и отчитывать подчиненных;

5. не стоит злоупотреблять специфическими аббревиатурами. Сокращение вроде «ИМХО» или «Сабж» уместны в тематических чатах и ​​форумах, где все собеседники настроены «на одну волну».

6. Будьте выразительны. Там, где это уместно, старайтесь передавать свои эмоции с помощью «смайликов». Помните, что получатель сообщения не видит вашей мимики и не слышит ваших интонаций.

7. Старайтесь печатать грамотно. Общение по «аське» - это, конечно же, не контрольная по грамматике, однако сообщение, написанное без ошибок, всегда производит хорошее впечатление.

8. Используйте предупреждения «Отсутствует» и «Занят». Если вы идете или не хотите, чтобы вас беспокоили, лучше оставить соответствующую «записку». Можно отойти от использования стандартных сообщений и написать что-то более информативное и соответствующее ситуации.

Если вы хотите найти новых собеседников и друзей, «вооружайтесь» элементарными правилами этикетного поведения и общения и, несомненно, получите положительные результаты. Общайтесь на здоровье.

 
Друзья сайта
Реклама