Она не хотела быть сама, она хотела, чтобы ее оставили в покое. Грета Гарбо
Таинственная женщина, никого не хотела пускать в свою жизнь. Кроме ее красоты, мы знаем о ней немногим более чем о Шекспире. Пресса называла актрису сфинксом: она не давала интервью, не позволяла посторонним присутствовать на съемочной площадке, ушла из кино на пике славы. Для зрителей она была гениальной, непревзойденной красавицей, обладательницей внешности, завораживала. У нее были необычные голубые глаза, аристократической формы нос, нежный рот, благородное чело, идеальный овал лица с ямочкой на подбородке и волнистые волосы. "Божественная» Грета владела лицом и телом с античными пропорциями. Актриса была замечательная и в бальном платье с открытыми плечами, и в мужском костюме.
Гарбо считают родоначальницей минимализма в моде: ее наряды создавались так, чтобы не отвлекать внимание от лица. Оно преподносилось зрителю как зеркало женской души и удивляло своей фотогеничностью. Ее одевали ведущие голливудские костюмеры. Актриса носила строгие брючные костюмы элегантного черного цвета и выглядела при этом фатальной соблазнительницей. Секрет - в особом фасоне пиджаков, подчеркивающий талию и грудь, и визуально делал фигуру более стройной. Гардероб Греты также немыслим без платьев косого кроя, романтических блузок с жабо, кожаных поясов-корсетов, широкополых шляп, узких лаковых туфель. Следуя «богиню в мужском костюме», женщины выщипывали брови, отбеливали лица, освещали волос и хоронили прическу под шляпу или чалму, как часто делала сама Гарбо, перенимали ее очаровательную манеру сутулиться. Грета также ввела моду на накладные ресницы и резкие тени - такой прием позволял зрительно увеличить глаза, добиться большей выразительности взгляда.
Грета Луиза родилась 18 сентября 1905 года и была третьим ребенком в семье. Когда ей исполнилось 14 лет, отец умер, и девочке пришлось идти работать. Сначала Грета работала уборщицей в мужской парикмахерской, но вскоре на нее обратил внимание хозяин большого универмага, и она стала продавщицей в шляпном отделе магазина. Тогда она не мечтала о всемирной славе, ей главное было свести концы с концами. Но однажды холодным зимним вечером вся жизнь ее круто изменилась.
Однажды вечером к Грете пришла подруга и уговорила ее сходить на вечеринку, где можно познакомиться с людьми из сферы моды, ведь обе они мечтали о карьере манекенщицы. На вечере, поддавшись уговорам друзей, Грета, исполнила несколько песен и имела огромный успех. После импровизированного концерта к ней подошел мужчина, представившийся режиссером Морицем Стиллером (подданным Российской империи), и предложил Грете попробовать свои силы в кино. До этой встречи Грета Луиза успела закончить Театральную Королевскую Академию и сняться в нескольких рекламных роликах, поэтому согласилась, не раздумывая.
Первая роль в кино не принесла греет (теперь уже Гарбо) успеха, ее игру критики нашли скучной и неинтересной, но отметили ее необыкновенную красоту. «Такое лицо бывает раз в столетие» - сказал известный немецкий режиссер Пабст и пригласил Грету сниматься в его фильме «Безрадостный переулок». Этот фильм и принес Гарбо первый скромный популярность.
В это время американский продюсер Луис Майер предлагает Стиллер работу в Америке, а тот настаивает на включении в контракт Греты. В 1925 году Стиллер и Грета приехали в Лос-Анджелес. Здесь девушкой занялись вплотную: изменили прическу, исправили зубы, заставили похудеть. После этого уже обновленную и ухоженную Грету Майер сняли в двух мелодрамах, которые принесли ей настоящую известность. А после фильма «Плоть и дьявол» все поняли, что родилась новая кинозвезда.
В этом фильме партнером Греты был очень популярен в то время Джон Гилберт, который влюбился в молодую актрису. Он сделал ей предложение, и даже был назначен день свадьбы, но невеста не явилась на церемонию, Гилберт ей нравился, а жить она все же хотела одна.
Пути Греты Гарбо и Стиллера разошлись окончательно. Фильмы Морица не имели успеха, и вскоре он вынужден был вернуться в Швецию. В последнюю ночь Гарбо попросила Морица стать отцом ее ребенка, но Стиллер отказал ей в просьбе. А в Швеции Мориц Стиллер тяжело заболел и вскоре умер.
Грета очень быстро поняла, что продюсеры и режиссеры пойдут на все ее условия, чтобы она играла в их фильмах. Вскоре она стала не только самой красивой и знаменитой, но еще и самым богатым актрисой мира. И в то же время она была самой закрытой и нелюдимой кинозвездой, она не любила Голливуд, не любила «общество» и, в общем-то, не любила и сниматься.
В одном из своих редких интервью она сказала: - «Когда я приехала в Америку, то была похожа на корабль без руля и ветрил - испуганная, потерянная и одинокая. Я была неуклюжа, боязлива, вся издерганные, мне было стыдно за мой английский. Именно поэтому я возвела вокруг себя непробиваемую стену и живу за ней, отгородившись от всего мира. Быть звездой - нелегкое дело, требующее много времени, и я говорю это со всей серьезностью ».
В 1930 году Грета Гарбо стала сниматься в звуковом кино. За фильм «Гранд-отель», где она сыграла русскую балерину, Гарбо получила высшую кинематографическую награду - «Оскар». Потом был фильм о шведской королеве Кристине, режиссера Мамульяна, который тоже имел огромный успех. Затем последовали такие фильмы как «Анна Каренина», «Дама с камелиями», «Покорение».
За роли в этих фильмах критики назвали ее лучшей актрисой всех времен. Далее она снялась в новом для нее амплуа, в комедийном фильме «Ниночка», за эту роль она получила очередную премию «Оскар». Последним фильмом Греты Гарбо был фильм «Двуликая женщина». Эта картина потерпела полный крах, вскоре после ее выпуска началась война, и новых удачных проектов больше не было.
После войны вкусы публики стали меняться, и Грета Гарбо уже не пользовалась прежним успехом, но предложения сниматься ей все же поступали, но она или отвергала предложения, или же проекты сворачивались.
В 36 лет Грета Гарбо покинула киномотограф, купив семикомнатные квартиру на Манхэттене, где и прожила до конца своей жизни. 15 апреля 1990, в возрасте 85 лет, в пасхальное воскресенье, в Нью-Йорке она умерла, оставив все свое имущество племяннице, дочери брата Свена.
Грета сама о себе сказала: «История моей жизни - сплошные выходы через запасные и боковые двери, секретные лифты и другие способы выйти так, чтобы люди не смогли меня побеспокоить».