Самые известные скрипки
Каждый скрипач мечтает о том, чтобы сыграть на известном инструменте, каждый сторонник высокой музыки хочет попасть на концерт, чтобы послушать прекрасный звук, который рождает скрипка Страдивари.
Считается, что скрипку придумали двое итальянских выдающихся мастеров, Антонио Страдивари (1644-1737), и Андреа Гварнери (1626-1698). Но стоит отметить, что свои знания и мастерство они получили от семейств Кремонских мастеров Аматы. Именно они в конце XVII века сформировали инструмент до того этапа, когда он был настолько идеальным, что, казалось, ни одна попытка не может его больше изменить и усовершенствовать. И невероятном звучанию инструмент обязан Джузеппе Гварнери (1687-1745) и Антонио Страдивари - который считается, первым творцом современной скрипки. Франсуа Турт - мастер XVIII века - создатель современного смычка.
Были известны случаи, когда пытаясь усовершенствовать скрипку, получали результат, какой инструмент уже "переживал" на стадии еще первичного развития. Мастера навязывали ей устаревшие качества виолы. История развития скрипичнои техники очень длинная и спорная. А крупные скрипачи-виртуозы XVII века, такие как Джузеппе Торелли и Аркаджелло Корелли помогли скрипке занять свое место в мире струнных инструментов. Позже много своего труда для того, чтобы люди поняли прелесть звуков скрипки, приложил Антонио Вивальди, Николо Паганини, а также многие другие музыканты. За свою жизнь Антонио Страдивари изготовил 1 100 скрипок, на 650 из них сейчас играют музыканты высочайшего уровня.
Прежде творения мастера родилось в 1550 году. Звук, который издают его скрипки - не имеет аналогов, даже его последователи не могли унаслидовать такое мастерство. А те скрипки мастера, которые попадали им в руки были отреставрированы в XIX веке.
Почему ни один мастер не может изготовить скрипку, которая бы звучала так же неотразимо и повторяла божественные звуки? В чем секрет Страдивари? Многие ученые считают, что это лишь широко распространенный миф, и нет никакого секрета в изготовлении скрипки. Они относятся к этому цинично и считают, что некоторые современные скрипки звучат так же хорошо. Но поклонники Страдивари, люди которые разбираются в музыке, с ними не соглашаются, они считают, что либо ученые современного мира не доросли до такого уровня мастерства в своем деле, которое было у Антонио, или современным скрипкам нужно ждать много лет, чтобы зазвучать, как итальянские скрипки.
Ученые, изучая скрипки, пришли к двум выводам: либо уникальное древо - клен, из которого создан инструмент, или специальный лак, которым мастер покрывал скрипки для того, чтобы защитить дерево от жуков. Но более поздние исследования показали, что Страдивари покрывал скрипки таким лаком, который используется и сейчас для защиты дерева современных скрипок. И никакого удивительного составляющей, входящей в состав клея нет - ни волшебной пыли из мастерской где изготовлялись инструменты, ни крылышек насекомых.
Колеблясь с частотой 200, 300, 440, 660 герц, струны скрипки создают вибрацию так называемого моста, что, в свою очередь, трансформирует вибрацию струн у вибрацию звукового бокса скрипки. В нем существуют отверстия, повышающие частоту колебания звука. В "теле" скрипки существуют и специальные детали: "звуковой столб", усиливающий звук, и "басовая прут", что останавливает рассеяние энергии на больших частотах колебаний.
В XVIII веке немецкий физик Герман Гельмгольц обнаружил, что колебания звука в скрипке отличаются от обычных синусоидальных звуковых волн.
Скрипичных дел мастер Генри Гюннвальд в наши дни попытался сравнить акустику нескольких типов скрипок - 10 старинных итальянских, 10 современных копий старых скрипок и 10 фабричных. И вот что у него получилось: между 400 и 600 герцах фабричные очень близки к древним скрипок, а вот при частоте свыше 1 000 герц современницы не выдерживают конкуренции. Конечно, можно было бы попытаться "построить" скрипку, звучание которой соответствовало бы приведенном графике, но в реальности очень сложно зафиксировать приборами все многообразие звуков и их оттенков.
Поэтому ученые попытались применить интерференционную голографию для анализа вибраций скрипки. Физик Бернард Ричардсон из университета в Кардиффе применил такую методику для исследования гитары. (Анализ вибраций скрипки через ее малые размеры и большие колебания чрезвычайно сложный.)
Другой подход к измерениям вибрации скрипки применил Георг Кнотт, что на трехмерной модели скрипки показал, как в ней распределяются колебания звука. Колебания звука скрипки Страдивари не такое, как колебания звука, которые выдают современные скрипки. Сегодня нет более известных скрипок в мире, чем скрипки Страдивари и стоит отдать должное тому, что известный инструмент хранит тайну рождения звука, он остается загадкой, которую не могут объяснить ученые уже много лет.
Инструмент на аукционах продается за огромные деньги, выставляется в самых известных галереях. В своей коллекции известных и эксклюзивных вещей богатые люди хотят видеть и известную скрипку. Но неосведомленность многих приводила к тому, что вместо оригинала они получали подделку по цене настоящего инструмента.
Многим скрипкам итальянского мастера дают даже имя, так, на аукционе Christie's была продана за 1 миллион 200 тысяч долларов скрипка (1700 год изготовления) "Пенни", которая была названа в честь талантливой британской пианистки и скрипачки Барбары Пенни (1929-2007) , которая приобрела его в 1965 году.
Цена за качество и удивительный звук на сегодня измеряется миллионами. В 1996 году приобрели инструмент за 957 000 долларов, в 1998 году за 920 тысяч долларов. 2006 год - на аукционе Christie's, который проходил в Нью-Йорке, купили скрипку под названием Hammer, которая была изготовлена в 1708 году за три миллиона пятьсот сорок тысяч долларов. А самую высокую цену за скрипку Страдивари был назначен в феврале 2008 году. Цену не разглашают, но по неофициальным данным, шедевр мастера оценили в три миллиона девятьсот тысяч долларов.
Сказать, что итальянский мастер Антонио Страдивари потратил много труда и времени на изготовление и совершенствование скрипки - это почти ничего не сказать, ведь он посвятил этому всю свою жизнь. Приятно осознавать, что совершенствовался инструмент исключительно для улучшения и достижения результата - создания неземного, волшебного, божественного звука. Такого звука, который рождается из струн каждой скрипки Страдивари.