Новости


Традиции празднования Пасхи

Из чего чаще всего состоит наша трапеза на Пасху? С пасхальных яиц, пасхи и, конечно же, красного вина. Бутылки с «Кагор» или «Душой монаха» верующие часто несут на освящение в церковь, а после, по дороге домой, начинают понемногу разговляться хмельным. Мол, в этот день сам Христос так велел. Но, оказывается, вино на пасхальном столе украинского появилось совсем недавно. И на то было несколько причин.

Пасхальные традиции

На территории современной России первые виноделы появились более тысячи лет назад, о чем свидетельствуют найденные обломки посуды с изображениями виноградной грозди и лозы, но это были колонисты из Северного Средиземноморья. Местное же виноделие получило распространение лишь в XIX веке. Обычно простые люди на праздники, в том числе и христианские, смаковал не вино, а горькие настойки на основе водки. Интересно, что водку до ХХ века тоже называли термином вино: «хлебное вино», «вареное», «горячо», «ржаная», «хмельное».

Виноградное вино было роскошью, поэтому в церкви во время причастия его чуть не десять раз разводили водой, а зачастую заменяли теми же наливками. Но даже не дефицит вина был главной причиной того, что святить кагор вместе с пасхой и пасхальными яйцами начали лишь в конце XIX века. Оказывается, обычай вкушать вином на Пасху не предусмотрен церковными традициями.

Как же так? - Спросите вы. Ответ на это можно найти в Новом завете, в рассказе о последней, или Тайную вечерю - известную общую трапезу Христа и его учеников. Именно в этот день, четверг, и происходило праздник Пасхи - только не христианской, а иудейской. Она и ныне празднуется иудеями в честь вывода Моисеем израильского народа из Египта. Именно в четверг, который сейчас мы называем Чистым, во время Тайной вечери Иисус завещал своим ученикам каждый раз, когда они будут пить вино или есть пасхальный хлеб, делать это в память о нем. Отсюда и пошел церковный обычай причащаться вином в Чистый четверг, каясь в грехах и символически вспоминая о страданиях Иисуса. Но этот обычай не был непосредственно связан с распятием и воскресением Христа.

Традиция на праздник Воскресения пить красное вино было инициировано самими украинских, которые в Пасхальные видели прежде не христианское, а языческий праздник прихода весны, воскресения природы и всего сущего. Что ж, хотя Библия и не предполагает смакование вина на Пасху, она его и не отрицает. Но все равно остается много вопросов: почему именно вино, причем обязательно красное и сладкое, покупают украинского на Пасху, и откуда появилась традиция отдавать почет этом веселящему напитка?


Нектар богов


Интересно знать, что христианство, отрицая язычество, позаимствовало культ вина прежде всего в древних греков. Они посвящали нектару богов всяческие действа, ведь считалось, что через опьянения человек может приобщиться к богу. Культ Диониса, или Вакха (в латинской традиции - Бахуса) был одним из самых распространенных в Древней Греции, а виноградная лоза, открывателем, покровителем и хранителем которой был Дионис, была символом жизненных сил природы. Дионис был сыном бога Зевса и простой смертной - царицы Семелы, тело его было виноградной лозой, а кровью - вино.

В Египте богом вина был Озирис, а именно вино иногда называли «слезами бога Ра». Почитали египтяне и маленького бога виноградной лозы - Шаи, имевший спокойный нрав и не устраивал буйных праздников, как Дионис. Были боги вина и в других античных народов, например, Оратал - у арабов, Сома - у индийцев.

По Библии, первым виноделом считается Ной, который во время потопа взял виноградную лозу в ковчег. Как подсчитали дотошные исследователи, в Священном писании вино упоминается менее 521 раз! Этот хмельной напиток воспет в Песни песней как символ единения супругов. Существует даже мнение, что священным запретным плодом, которым змей обольстил в Раю Еву, на самом деле было не яблоко, а виноград. Ведь только его сок, перебродивший, может «открыть» разум человека.

С вином связано много чудесных деяний Христа. В частности, первым чудом, которое сотворил Христос, было превращение воды в вино в Кане Галилейской, куда Иисуса с учениками пригласили на свадьбу. В другой раз, обучая людей, Иисус сравнивал себя с виноградной лозой, а Отца своего - с виноградарем, который каждую ветвь, не дает плодов, отсекает, а ту, что дает - очищает.

Преобразование вина на кровь Христа и хлеба на его тело породило первое таинство христианской религии - Евхаристию. Причащаясь, т.е. смакуя вино, человек словно соединялась со Спасителем и одновременно привлекалась к миру вечной жизни (о чем, собственно, говорит и само название действа: причаститься - буквально означает укусить долю и стать частью).


Дитя тепла и света


Почему же исключительно красное десертное вино мы покупаем на Пасху? Оказывается, этому тоже есть свое объяснение. Для церковных вин очень важно иметь насыщенный цвет и густую консистенцию, поскольку даже сильно разбавленные водой они должны сохранять красный цвет и сладкий привкус. Этим требованиям наиболее соответствует кагор, которым обычно причащают в церкви.

Кагор - славянская транскрипция названия французского города Кагор, в котором растет специфический сорт винограда, из которого изготовляли хмельной напиток. Первые упоминания о кагор датируются хихи веком. Но только в XIX веке была разработана технология изготовления вина типа кагор из крымских сортов винограда. Сейчас кагором называют десертные красные вина крепостью 12-16 градусов. Изготавливают кагор из разных сортов винограда, похожих по своим вкусовым свойствам. Чтобы вино было сладким, гроздья винограда специально открывают солнцу, обрезая листьев. Перед уборкой для переработки такой виноград начинает «подсыхать» и становится похожим на изюм. Из него получают великолепные сладкие вина без всяких примесей сахара.

Кагор относится к крепленых вин, поэтому при его производстве разрешается добавление спирта. Монахи, которые были авторами многих сортов вина и кагора в частности, сначала выдерживали его несколько лет в больших бочках, а затем разливали по бутылкам. Там, в бутылках, вино могло храниться очень долго.

В качестве церковных также используют вина «Душа монаха» и «Кровь монаха», поскольку они имеют насыщенный красный цвет и сладкий вкус.

Вино издавна считалось посредником между человеком и Богом. Оно помогало приобщиться к высшему знанию и познать истину, согревало не только тело, но и душу. Выпить бокал вина - это все равно что выпить бокал солнца. Пусть этот хмельной напиток дарит вам только приятные ощущения и воспоминания.

Счастливой вам Пасхи!

 
Друзья сайта
Реклама